СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения обучающихся в целях реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (Продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования:

  1. своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  2. формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  3. проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  4. оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  5. контроль посещаемости занятий и прогулов;
  6. дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  7. своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  8. осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  9. формирование позитивных потребностей;
  10. развитие способности любить и быть любимыми;
  11. формирование умения себя занять и трудиться;
  12. раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание);
  13. организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.;
  14. оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может быть эффективной только при комплексности и внедрении «командного стиля» работы; педагог может быть организатором или активно участвовать во многих мероприятиях, прямо или косвенно направленных на профилактику суицидального риска. Наряду с этим учитель (классный руководитель) как человек, который общается с подростком регулярно, может непосредственно повлиять на позитивное разрешение трудной для подростка ситуации:

Если вы увидели хоть один из признаков, свидетельствующих о надвигающейся угрозе риска для подростка – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.

Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

Если Вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Доверительное общение как «фактор защиты»

Очень часто подростки испытывают сильное чувство одиночества, отчуждения. С одной стороны, им кажется, что никто их не понимает, с другой стороны, они страдают от невозможности поделиться своими переживаниями, своим душевным смятением. В таких ситуациях подростки не настроены принимать советы, они гораздо больше нуждаются в обсуждении, проговаривании своей боли, им бывает трудно сосредоточиться на чем-то, кроме ощущения своей потерянности, безысходности ситуации. Если Вы вызовете подростка на откровенный разговор, если он решит с Вами поделиться, выслушивайте его особенно внимательно, когда он выражает свои чувства, будь то печаль, вина, страх или гнев. Не спорьте с подростком, а задавайте вопросы, давая возможность выговориться. Вместе с тем не только спрашивайте, но и сами честно высказывайте свои мысли, чувства, переживания. Будьте для него хорошим слушателем и собеседником!

Формирование жизнестойкости и повышение ценности жизни

Педагог может сотрудничать с психологом, содействуя развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных ситуаций, происходящих с подростками, различных литературных сюжетов и т.п. Акцент ставится на способы поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия, направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций. Наряду с этим педагог должен быть готов в любой момент информировать подростков о способах получения помощи в трудных ситуациях и о специалистах, которые могут оказать такую помощь.

Методики работы

Шкала суицидальных интенций Пирса (Pierce Suicide Intent Scale, Pierce, D.W., 1977)

Заполняется после суицидальной попытки

Ф.И.О. пациента____________________________________________________

Ф.И.О. оценивающего специалиста____________________________________

Дата____________

Обстоятельства

Изоляция

0 1 2

Кто-либо присутствовал рядом Недалеко или телефонный контакт Никого рядом

Расчет времени

0 1 2

Возможно чье-то вмешательство Вмешательство маловероятно Вмешательство фактически невозможно

Меры против спасения

0 1 2

Не предпринимал Пассивные (один в комнате, дверь не закрыта) Активные меры

Действия по привлечению помощи

0 1 2

Сообщил кому-либо о попытке Вступил в контакт с кем-либо, не сообщая о попытке Никому не сообщал и не контактировал

Предшествующие «последние действия»

0 1 2

Не совершал Частичные приготовления Определенные планы (завещание, подарки, страховка)

Суицидальная записка

0 1 2

Нет Написана и порвана Написана и имеется в наличии

Самоотчет

Летальность

0 1 2

Считал, что действие не приведет к смерти Не был уверен в летальности действия Был уверен, что действие смертельно

Декларируемые намерения

0 1 2

Не хотел умирать Не уверен Хотел умирать

Подготовка

0 1 2 3

Действие импульсивно Обдумывал менее 1 часа Обдумывал менее 1 дня Обдумывал более 1 дня

Реакция на совершенное действие

0 1 2

Рад, что остался жив Неопределенная или двойственная реакция Сожалеет, что остался жив

Медицинский риск

Прогнозируемый исход

0 1 2

Определенно выжил бы Смерть маловероятна Смерть вероятна или определенна

Вероятность смерти при отсутствии медицинского вмешательства

0 1 2

Вероятность отсутствует Неопределенно Высокая вероятность смерти

Пункты (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6) = ‘сумма баллов подшкалы обстоятельств’ = Пункты (7 + 8 + 9 + 10) = ‘сумма баллов подшкалы самоотчета’ = Пункты (11 + 12) = ‘сумма баллов подшкалы медицинского риска’ = Общая сумма баллов

0 – 3 = Низкий уровень интенций;

4 – 10 = Средний уровень интенций; Более 10 = Высокий уровень интенций

Шкала разработана как дополнительный метод оценки, не заменяет клинической оценки риска экспертом.

Категория: Всем учителям
02.02.2019 10:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи