СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое здоровье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема психического и психологического здоровья человека, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо и значимо то, что с вопросом, и чаще бывает что с такой проблемой о поддержании и формировании психологического здоровья сталкиваются абсолютно все люди. И только через взрослых ребенок знакомится с окружающим миром, и только от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

Именно тему психологического здоровья человека мы с вами затронем, поскольку психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором И. В. Дубровиной, которая считает, что «психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности».

Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Портрет психологически здорового человека: спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но чувствами и интуицией.

Психологически здоровый человек полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

Специфика психологического здоровья ребенка

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  1. Высокий – Креативный – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  1. Средний – Адаптивный – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  1. Низкий – Дезадаптивный – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного оказания помощи необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы:

  1. Средовые – окружение ребенка: дом, дошкольное учреждение, поликлиники, развлекательные центры, улица: семейные условия - стили родительского воспитания (авторитетный стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль);
  2. Субъективные - его индивидуальные личностные особенности – факторы к которым относятся: характер, темперамент, самооценка. Учитывая индивидуальные особенности ребенка при взаимодействии с ним в социуме, создает благоприятную основу для эффективного создания психологического комфорта и формирования психологического здоровья ребенка.

Чтобы сохранить психологическое здоровье детей следует:

  1. «Создавать ситуацию успеха» – т.е. принимать ребенка таким какой он есть, признавать его в различных видах деятельности.
  2. Среда дети – «Как часто Вы произносите замечания на своего ребенка в обществе при других детях?» - атмосфера принятия ребенка.

Группа детей выделяет и закрепляет «ярлыки» высказанные взрослым в адрес «не признанного» ребенка на всю жизнь.

Следовательно и «не признанный» ребенок примеряет на себя «ярлык» и таким образом строит уже утвержденные поведенческие отношения со сверстниками и взрослым в обществе.

  1. Стараться интересоваться жизнью ребенка и выявлять его интересы, используя метод наблюдения для будущей совместной работы, чтобы создать «ситуацию успеха».

Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь начать с себя, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние,

зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы.

Как ни банально звучит фраза о том, что каждый взрослый должен заботиться о будущем детей, но это так.

Подрастающее поколение отплатит нам в будущем той же монетой, как мы сейчас относимся к своим детям.

Причем психическое и психологическое здоровье дошкольника стоит на том же уровне по своей важности, что и здоровье физическое.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Вот такой он – психологически здоровый человек.

Будьте Вы и Ваши дети - Психологически здоровыми!

Рекомендации родителям для эффективной профилактики психологического здоровья ребенка:

  1. Создавайте дома спокойную, жизнерадостную обстановку.
  2. Проявляйте искренний интерес к личности своего ребенка, его состоянию, настроению.
  3. Организовывайте жизнедеятельность ребенка таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  4. Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем людям в обществе.
  5. В ходе развивающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы ребенка.
  6. Создавайте условия для формирования у ребенка положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
  7. Учите ребенка осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  8. Учите ребенка устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  9. При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой ребенка, чем порицанием и запрещением.
  10. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с педагогами, наставниками, учителями в общественной жизни.

Успехов, Любви и Надежды!

28.04.2018 08:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП