СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личность и творчество.
а) современные представления о личности
б) творчество, как познавательная самодеятельность
в) условия высвобождения творческого потенциала и особая роль предметов эстетического цикла
г) особенности учебной деятельности и творческое отношение к учению
Успешность обучения определяется способностями и мотивацией. В многочисленных исследованиях установлено, что ведущим фактором является мотивация.
Именно мотивация помогает компенсировать недостаток способностей или развивать, проявлять потенциальные способности.
В начальных классах в гармоничном сочетании находятся внешние и внутренние мотивы учения. При переходе в среднее звено может наблюдаться мотивационный кризис, если к окончанию начальной школы не сформированы внутренние мотивы: объём учебного материала взрастает и усложняется его содержание, отметка перестаёт быть основным регулятором познавательной активности. Если нет творческого отношения к учению, успеваемость снижается, школа для многих детей теряет свою привлекательность. Поэтому важным для учителя начальных классов является формирование творческого отношения к учению. Насколько это удаётся, зависит от многих факторов: и от того, как учитель понимает творчество, и от того, какой смысл вкладывает он в понятие личность, и какие условия он создаёт для развития творческого мышления, для воспитания познавательной активности, причём активности неадаптивной, творческой.
Благодаря деятельности педагогов, а также благодаря некоторым психологическим исследованиям в области творческих способностей (Богоявленский Д. Б., Выготский Л. С., Левин В. А., Маркова А. К. и др.) можно опереться на достаточно определённые представления по этому вопросу.
Прежде чем говорить о творчестве, необходимо сказать для кого оно важно и почему. Творчество, прежде всего, важный компонент для создания личности. О личности было много сказано в различной литературе. Особое внимание на необходимость воспитывать личность, создавать личностное отношение между людьми уделяют психологи и педагоги. Личность привлекает внимание институтов, отделов и лабораторий, защищаются диссертации на эту тему, пишут книги, статьи, пособия для воспитателей и педагогов. Однако каждый психолог и педагог под словом «личность» подразумевают нечто своё. И мнение разных людей преподносят противоположные ответы. Как отмечает Арсеньев А., что «известно несколько десятков различных определений личности». Например, Шорохова Е. В. пишет так: «Личность определяют как человека, овладевающего действительными способами труда и познания. Личность представляют как устойчивую совокупность психических процессов, свойств, качеств, состояний. Кроме общего определения личности дают и специфическое значение этого понятия».
А вот как понимает «личность» Анцыферова Л. И.: «Личность – компонент самой высокоорганизованной в мире системы – общества, закономерности которого обуславливают своеобразие всей природы человека, его поведения, строения его психики». Ещё одно определение даёт «Краткий психологический словарь», где говорится, что «личность (в психологии) – качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения». Такое мнение о личности имеют психологи. Педагоги же чаще всего, говоря о личности, сводят свои определения к «полезности». То есть целью воспитания является создание «полезного обществу человека», что и принимается ими как за личностный рост, становление личности. Можно говорить о том, что личностное развитие, в таком случае, зависит от того, насколько полезен данный индивид обществу. Представление личности, как «полезного члена общества», превращает общество в самоцель, а индивида в средство, причём от него требуют, чтобы он считал себя средством и был готов пожертвовать своими интересами ради общества, в котором могут быть несколько другие интересы.
Воспитывать «полезного члена общества», то есть воспитывать постоянно и исправно действующую часть социальной системы, но никак не личность.
Если всё, что было сказано выше, не даёт нам понимания о том, как же выглядит «личность», то существует ли она вообще? Можем ли мы говорить о ней, как реально существующей? «Он – личность!» – утвердительно говорят о человеке, который, во-первых, обладает самостоятельностью и сам решает, что ему говорить или делать в тех или других обстоятельствах, а не просто влечётся со всеми «как баран в стаде». Во-вторых, это человек, «на которого можно положиться», который сам, не ссылаясь на других, отвечает за результаты своих решений и действий. Выявляя внутренний смысл этих ответов, можно было бы сказать, что под личностью обычно понимается человек, обладающий внутренней свободой в своих решениях и действиях, и ни с кем не разделённой, взятой на себя ответственностью за результаты этих решений и действий.
Если человек обладает бесконечной внутренней свободой и ответственен нравственно, то такого человека называют личностью. Каждый человеческий индивид имеет своё личностное начало, но неизвестно, насколько индивид сможет его реализовать, также определяют его и такие отношения, как поступки, в конце концов, его жизнь. В каком-то определённом смысле можно говорить о том, что развитие личности в индивиде это осознание им своей внутренней сущности.
Завершить развитие личности в принципе невозможно. Поэтому стадию индивидуального развития нельзя отделить, то есть найти грань, до которой индивид не был личностью, а по достижении её приобрёл личностный статус. Человек рождается, имея определённое начало личности и уже потом в любом возрасте каждый из нас в каких-то отношениях и в какой-то степени личность, то есть в таких отношениях и границах, где можно действовать свободно, независимо, беря нравственную ответственность на себя.
Как может развиться и продолжить своё развитие личность? Выше было отмечено, что личность самостоятельный и ответственный индивид. Для дальнейшего развития личности необходимо нечто и этим будет являться творчество. Можно говорить о том, что личность и творчество не разделимы и, так как творчество помогает дальнейшему развитию и становлению личности, говоря об этих двух понятиях, мы подходим к творчеству.
В современной психологии природа творчества связывается с проявлением неадаптивной активности: предпочтением действий с не предрешённым исходом, выходом за границы известного. Любое творчество предполагает неадаптивную активность, которая состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с воплощением, побуждение к действию – с его итогом, поскольку направлено на преодоление сложившихся установок, норм, традиций, на расширение границ самораскрытия личности.
Феномен неадаптивной активности привлекал Г. Оллпорта, А Маслоу, К. Роджерса. А. Маслоу даёт полное описание творческой личности, которую он определяет как личность «самоактуализирующуюся». Э Фромм рассматривает два типа личностной направленности: личность может быть направлена на блага, предлагаемые цивилизацией, а может осуществлять своё собственное уникальное бытиё. Последнее предполагает неадаптивную активность.
В современной отечественной психологии способность к творчеству определяется как способность к ситуативно-нестимулируемой познавательной самодеятельности. При этом творчество не является привилегией интеллектуального труда и понимается широко. Творец – любой, входящий по собственному хотению за рамки заданной ситуации, проявляющий неадаптивную активность.
Определение творчества даёт «Философская энциклопедия», и определяется творчество как деятельность, которая порождает «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Можно подчеркнуть, что творчество является человеческой деятельностью, которая создаёт новые материальные и духовные ценности, которые обладают общественной значимостью, это и есть творчество.
Проследим некоторые мысли В. А. Левина. Деятельность оценивается с разных точек зрения: новое это для общества или лишь для кого-то. Если человек бьётся над решением какой-то задачи, ему приходится совершать творческий акт независимо от того, было ли это уже разгадано ранее.
Если понимать творчество в истинном психологическом смысле, как создание нового, то приходим к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно также является нормальным и постоянным спутником детского развития.
Приведём также высказывания Л. С. Выгодского о творчестве: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве… Игра ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».
Таким образом, детское творчество является творчеством в психологическом отношении, так как ребёнок создаёт новое для себя, без предварительного замысла.
Долгое время психологи и педагоги не сомневались, что способности к музыке, живописи, математике, ребёнок приобретает, занимаясь музыкой, живописью, математикой. Не проявляет, не развивает, а именно впервые приобретает.
Это положение не было научно доказано, а утвердилось это потому, что учёные искали источник развития внутреннего мира человека только во внешнем мире, в наличной объективной действительности и более нигде.
Понятно, что музыкальные способности не могут пробудиться, оформиться без того, чтобы ребёнок услышал музыку и стал ею заниматься. Но и творческая способность человека создавать что-то новое в музыке не может появиться из освоения того, что уже существует. Творческие способности сами порождают и непрерывно обновляют музыку (живопись, математику…). Значит, их источник в том, что уже существует и что можно получить извне, – это внутренний источник, собственный потенциал человека-творца. Учёные сходятся на том, что человек – не «чистая доска», что в глубине его существа всегда присутствует некто или нечто, который стремится проявить себя. Что развитие человека в том, что он становится тем, кем уже является, и кем никто больше стать не может, то есть становится самим собой.
А. Мелик-Пашиев приводит в своей статье такое высказывание Франца Шуберта: главное – чтобы ученик почувствовал, что благодаря искусству он как бы размыкает границы повседневного я, получает опыт расширенного самоощущения в мире. Чтобы он испытывал предчувствие, хотя бы смутное, собственных творческих возможностей, предвосхитил будущий образ самого себя как художника. Метафорически говоря, надо создать благоприятные условия для того, чтобы в художественном творчестве ученик «встретился» с собственным творческим я.
Учитель может только создавать условия, но не предопределят путь ученика. В основе способностей к художественному творчеству лежит особое отношение человека к миру, которое можно назвать «эстетическим отношением». Конечно, необходимы и другие качества (например, память, воображение и др.). Можно согласиться с автором, что соприкоснуться с художественным творчеством могут и должны все, хотя бы для того, чтобы любить, понимать искусство, принимать замыслы его творцов и совершенствовать свою душу.
Подтверждает некоторые мысли А. Мелика-Пашиева и другой автор И. А. Ильницкая. По её мнению развитие творческих способностей может осуществиться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Для этого педагогу следует знать о некоторых условиях стимулирования продуктивного мышления. Одним из таких условий является создание на уроках проблемных ситуаций, которые представляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Однако нужно помнить о том, что развитие творчества обеспечивает лишь система проблемных ситуаций. В процессе решения проблем учащиеся усваивают главное. Направляя школьников на самостоятельный поиск неизвестного, система проблемных ситуаций обеспечивает необходимое условие для усвоения обобщённых знаний, что ведёт к развитию творческого мышления.
С точки зрения Н. А. Ветлугиной, участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего возраста. Дети поют, читают стихи, танцуют, то есть исполняют произведения. Они импровизируют песенки, рисуют что-то своё, лепят. Именно это и есть первые творческие проявления. Дети проявляют огромный интерес к рассматриванию картинок, увлечённо слушают сказки, музыку, то есть они интересуются искусством. Вместе с тем они задают бесконечное множество вопросов, выясняя непонятное. И таким образом они приобщаются к элементарным знаниям об искусстве. Начинается это всё уже в дошкольном возрасте, а возраст этот, прежде всего, накопление опыта восприятия произведений искусства, приобщение к первоначальным исполнительным навыкам. Только на этой почве и начинается художественное творчество. Постоянное обогащение эстетического восприятия детей, развития наблюдательности, умения видеть, понимать содержание наблюдаемого, переждать его, а также умение увидеть форму, конструкцию, величину, цвет, пространственные отношения, то есть изобразительные признаки, – вот та основа, на которой строится творческая деятельность ребёнка.
Способности развиваются не только в специальное время, но и в повседневном восприятии. Показ произведений изобразительного искусства даёт возможность знакомить детей с новым и в то же время обогащает представления детей о знакомых явлениях. Благодаря этому художественное изображение предметов и явлений волнует детей, вызывает у них различные чувства: симпатии, радости, огорчения. Воспринимая искусство, развивается наблюдение, воображение, то есть те качества личности ребёнка, которые обуславливают формирование творчества.
Овладение детьми основных способов творческого решения необходимо для развития творческих способностей. В творческом процессе ребёнка можно выделить два этапа – формирование замысла и создание самого рисунка. Момент формирования замысла в творческом рисовании представляется очень важным. Главное, чтобы посредством образцов искусства содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений, развитию воображения ребёнка.
Чтобы повлиять на развитие творчества в рисовании детей, произведения нужны реалистические, высокохудожественные, по тематике близкие детям и понятны, также должны производить эстетическое воздействие. При изучении влияния искусства на детское изобразительное творчество большое значение приобретает вопрос об эстетическом восприятии искусства. Только при условии эстетического восприятия можно говорить о влиянии искусства на развитие творчества. В связи с проблемой формирования творчества встаёт вопрос о соотношении творчества и обучения. В условиях соответствующего обучения осуществляется полноценное развитие творческих возможностей детей в области изобразительного искусства.
Развитие творческих литературных моментов рассматривает В. А. Левин. Развитие литературного творчества неразрывно связано со становлением читательского восприятия и вместе они составляют единый процесс литературного развития ребёнка. Литературное творчество проявляется в играх. Дети бездумно создают свои творения. Детское творчество может приобрести художественную ценность, может подлинно отражать внутренний мир малыша только до тех пор, пока это творчество непроизвольно. Главное условие, которое нужно в детском творчестве, – искренность. Этому условию удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности. Чтобы свершился акт творчества, функции внутреннего критика принимает взрослый, обладающий художественным вкусом, так как у детей внутренняя критика отсутствует. Творчество ребёнка – деятельность совместная с взрослым; она не может осуществляться безучастия взрослого. Что бы ни говорили о невмешательстве в детское творчество, взрослые реально участвуют в нём, руководят развитием, то есть изменениями. Дети, вовлечённые в определённым образом организованную творческую деятельность, сохраняют интерес к поэзии и прозе в дальнейшем.
Детское творчество должно доставлять удовольствие и ребёнку, и окружающим, в это его важное эстетическое значение. В художественной деятельности творчество детей проявляется в использовании художественных произведений, созданных мастерами искусств, в естественной, выразительной передаче их содержания и настроения; в создании новых рисунков, лепки, в импровизации попевок, плясок, в сочинении сказок и желания передать в них свои чувства, отношения, переживания.
Таким образом, мы проследили за предметами эстетического цикла (музыка, рисование, литература) и отмечаем их особую роль в создании творчества, также отметили некоторые условия высвобождения творческого потенциала.
Творческое отношение к учебной деятельности имеет некоторые особенности. Для создания творческого отношения необходим познавательный интерес. На формирование познавательного интереса, как отмечает М. В. Матюхина, огромное влияние оказывает такое условие, как сплочённость группы в процессе совместной работы и роль ученика в группе. От того насколько проявится «я» ученика, как личности, и усиление в ходе совместной работы сплочённости группы – является важнейшим резервом формирования познавательного интереса учащихся к учебному предмету. В связи с этим необходимо изменить отношение к ученику, верить в него, в его способности. С. Е. Злочевский предлагает такую форму организации учебного процесса, где постепенно происходит передача учащимся некоторых функций учителя. В ходе такой работы развивается самостоятельность, а также повышается возможность творческих новоявлений. Для формирования детского творчества необходимы активные пути формирования творчества. Таковыми являются творческие задания, которые заставляют детей самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать что-то новое. Эти задания рассчитаны на абсолютно самостоятельное творчество, но с участием взрослого, так как он организует среду, условия, материалы, создаёт ситуации, побуждает детей к действиям. Особенностью также учебной деятельности можно назвать способность человека к постановке новых вопросов и проблем. Эта способность является центром творчества. Корни её лежат в природной любознательности ребёнка и в тех ситуациях, которые способствуют развитию. Насколько творческими учениками будут дети, зависит и от педагога, от его заинтересованности, способности организовать соответствующую учебную деятельность, воспитать творческое отношение к учению у учащихся, развивать у них внутреннюю мотивацию.
-80%
© 2018, Башлыкова Елена Леонидовна 466