СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданственности на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданственности на уроках биологии.

Работу выполнила:

учитель биологии и

химии Пичугина Н.В.

2015 год

Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии гражданского образования. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы, в документах которых подчеркивается ведущая роль гражданского образования, как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдения прав и свобод человека. Интерес к проблемам гражданского образования в России во многом обусловлен содержанием переживаемого ею периода истории, связанного с построением правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Все это требует переосмысления целей и результатов образования. Необходимо функции школы расширить таким образом, чтобы она несла основную нагрузку не только в образовательном, но также и в воспитательном процессе формирования человека-гражданина.

Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине. В «Концепции модернизации Российского образования» сказано, что важнейшими задачами школы является гражданское, патриотическое, нравственное воспитание с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения. Важно отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический опыт воспитания гражданственности молодежи.

Становление гражданской позиции школьника возможно только в гражданском обществе, которое его окружает. Если ребенок постоянно видит нежелание окружающих принимать самостоя­тельные решения, активно менять жизнь к лучшему, то и от ребен­ка нельзя ждать большего. Именно поэтому роль школы в воспи­тании активной жизненной позиции так велика. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Ключевым моментом гражданского образования является разработка моделей решения общественных проблем – как активное познание жизни.

Необходимость формирования уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетентностей, инновационного поведения, требует создания возможностей для реализации новых методических механизмов гражданского становления личности не только на уроках гуманитарного цикла, но и через познание биологии.

Сухомлинский писал: «Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть».

Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Воспитание гражданина неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. Все элементы воспитания при обучении биологии тесно связаны между собой. Например, воспитание мировоззрения связано с экологическим воспитанием, ценностным отношением к живому миру и окружающей среде; трудовое воспитание — с культурой труда и эстетикой; этическое воспитание — с экологическим, с трудом в коллективе; духовность — с патриотическим и гражданским, гуманистическим, культурологическим и экологическим.

В этом плане школьный курс биологии предоставляет большие возможности, которые, на мой взгляд, можно разделить на 5 групп: 1. Изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями русских ученых в биологии. В 8 классе при изучении темы «Иммунитет» рассказ о русском ученом И.И.Мечникове, создавшем учение об иммунитете. В 1903 году Мечников был удостоен Нобелевской премии за открытие иммунитета. Не раз, рискуя собственной жизнью, он проверял действие микробов тифа, впрыснув себе кровь больного, заражал себя микробами холеры. В 1886 году Мечников открыл в России первую бактериологическую станцию. Он получал и применял различные вакцины и сыворотки против сибирской язвы, холеры и других болезней. Наша страна гордится заслугами ученого перед наукой. В 8 классе в темах «Введение», «Опора и движение» рассказ об отечественном ученом, чудесном докторе, блестящем хирурге, Пирогове Николае Ивановиче. Он впервые в мировой хирургии применил эфир для наркоза; йод, спирт для предупреждения нагноения ран. Создал бальзамирующее средство. На его счету много работ в области хирургии. Николай Иванович открыл музей патологической анатомии. Он изучал действие эфира на животных, затем на здоровых людях. Провел 50 операций под эфирным наркозом. За время войны на Кавказе выполнил 700 операций, из них 400 – под эфирным наркозом, 300 операций – под хлороформом. В 11 классе при изучении темы «Доказательства эволюции»обязательно необходим рассказ о русском биологе, одном из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии, экспериментальной и эволюционной гистологии Ковалевском Александре Онуфриевиче (1840-1901).Он установил общие закономерности развития позвоночных и беспозвоночных животных, распространив на последних учение о зародышевых листках, чем доказал взаимное эволюционное родство этих групп животных. Открыл фагоцитарные органы у беспозвоночных и показал их роль в метаморфозе насекомых.

2.Изучение биографии великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие биологии.На своих уроках при изучении различных тем я обращаюсь к истории нашей отечественной науки, которая богата выдающимися именами и событиями.Вот примеры лишь некоторых из них. В 10 классе в теме «Генетика и селекция» рассказываю о работах Николая Ивановича Вавилова. Он в 1926 году выделил 7 основных центров происхождения культурных растений. Другим важнейшим открытием исследователя стал закон гомологических рядов, согласно которому признаки у близких видов изменяются сходным образом. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) в 1924 году. Здесь храниться мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего места, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги от голода, но семена сохранили. Они знали, что после войны стране нужны эти семена- хлеб будущего. При изучении темы «Селекция» в 10 классе говорю о наших величайших селекционерах: И.В.Мичурине, К.А.Тимирязеве, П.П.Лукьяненко. Мичурин Иван Владимирович- русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член АН СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935). И. В. Мичурин оставил нам не только новые чудесные сорта плодов, но и науку о том, как их создавать. Знаменитый селекционер П.П.Лукьяненко создал 50 новых высокоурожайных сортов пшеницы, неполегающих и устойчивых против ржавчины. Четверть каравая хлеба нашей страны — из его пшеницы.

Важнейшее значение имело открытие вирусов русским ученым Д. И. Ивановским (1892), что послужило зарождению новой науки – вирусологии. Д.И.Ивановский открыл вирусы — новую форму существования жизни. Своими исследованиями он заложил основы ряда научных направлений вирусологии: изучение природы вирусов, цитопатология вирусных инфекций, фильтрующихся форм микроорганизмов. При изучении проблемы происхождения жизни на Земле в 11 классе вспоминаем слова А.И Опарина: «Проблема может быть решена, поскольку возникновение жизни происходило естественным путем. Ясно, что только такой подход к проблеме предполагает возможность поиска путем ее решения экспериментальными научными методами». Именно на такой точке зрения стоял А.И. Опарин, когда начал разрабатывать свою концепцию. Основной вклад А.И. Опарина в проблему происхождения жизни на Земле заключается в том, что он указал путь экспериментального решения этой проблемы.

3. Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства сопричастности с природой.

Использование на уроках произведений поэтов и художников, прославляющих родную природу. На уроках ботаники в 5 и 6 классах, при проведении ботанических экскурсий уместно будет использование стихов о родном крае, таких как: И.Бунин «Родина»,Ф.И.Тютчев «Еще в полях белеет снег», А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами»,А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»,В.А.Жуковский «Приход весны», Н.И.Рыленков «Дай припасть к руке твоей, Россия». Хорошо будет совмещение с показом репродукций о родной природе русских художников: И.Левитан «Золотая осень», А.Васнецов «Зимний сон», А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Шишкин «Лес зимой», «Утро в сосновом лесу» и многие другие. Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Из повседневного опыта видно, что картина сильнее действует тогда, когда она связана с воспоминаниями об ушедшем времени года. Так, зимой, когда за окнами белый снег, следует рассматривать яркие осенние пейзажи, а в жаркие дни начала лета — зимние. Такой контраст вызывает сильные эмоции.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы, должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера — целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования — природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!»

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку привлекаю к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю­щих и летающих, — бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». Это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Предлагаю детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, вначале даю возможность не только посмотреть, но и уви­деть биологический объект, а затем уже говорю о его назначении в природе и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых. При подготовке к уроку я учитываю особенности и уровень подготовки учащихся. А в ходе урока опираюсь на субъектный опыт ученика. Уроки провожу так, чтобы каждый ученик почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Для каждого ученика можно найти доброе слово и похвалу.

Как учитель, я использую разные источники сообщения информации и ориентирую на это детей. Так как урок ограничен по времени, то задания дифференцируются, носят частично-поисковый, исследовательский характер.

На уроках биологии стал приоритетным деятельностный метод обучения: создаются проекты размещения растений в школьных рекреациях и проводятся уроки и внеурочные занятия в игровых и соревновательных формах для привлечения внимания к социальным проблемам как можно большего числа школьников.

В споре рождается истина – таким девизом я ориентирую своих детей на работу в группах и учу их коллективной деятельности, где проявляются умения планировать ход решения, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.. Часто на уроках ставлю проблемные ситуации, например «Как заработать миллион на дождевых червях?» Организую дискуссии на уроках «Происхождение жизни», «Антропогенез. Происхождение человека», «Основные направления селекции животных».

Считаю, что работа над проектами дает возможность учащимся осознанно получать и применять знания, делая их более практико-ориентированными, а также анализировать, обобщать, интегрировать информацию, проявить индивидуальные творческие способности. Учитель получает возможность сделать обучение своему предмету гораздо интереснее, многому научиться самому, создать свою предметную образовательную среду. Все это в полной мере отвечает целям и задачам программы модернизации образования.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Таким образом, это позволяет сформировать гражданскую ответственность, умение решать проблемные задачи, создавать проекты на учебные темы: «Влияние курения на живые организмы.»,«Каблучок -красиво, но вредно.»,«Аспирин: полезные и вредные свойства.»,

«Вода -сок жизни на Земле!»,«Прививки «за» или «против».»

4.Знакомство с современными достижениями в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии. Новые приоритеты в области развития науки потребовали перемен в организации учебного процесса. Наряду с фундаментальными науками ученик 21 века должен быть знаком с новыми отраслями знаний. Все большее значение на жизнь человека начинает оказывать биотехнология, нанотехнология.

Современные приложения нанотехнологии в медицине это — наночастицы и нанолекарства, применяемые для лечения онкологических заболеваний, а также биоимплантанты, вживляемые в организм, несущие на борту от чипов с личной информацией до электронных органов. Использование нанотехнологии обеспечит полное устранение вредного влияния деятельности человека на окружающую среду. Во -первых за счет насыщения экосферы молекулярными роботами- санитарами, превращающими отходы деятельности человека в исходное сырье, а во вторых перевода промышленности и сельского хозяйства на безотходные нанотехнологические методы. Применяют нанотехнологии и в изготовлении упаковки, позволяя сохранять пищу свежей дольше или улучшать ее вкус. Упаковочный материал безвреден для здоровья. Также проводится работа над добавками нанобарьеров к пластиковой пищевой упаковке. В России появляются светодиодные лампы. Они дадут возможность сэкономить энергоресурсы. В России три предприятия, которые могут делать наночастицы. В Санкт -Петербурге, под Москвой и в Бийске. В Томской области создана экономическая зона. На Нефтехимическом комбинате на основе нанотехнологии создали бронежилет на полимерной основе. Вес бронежилета всего три килограмма, вместо 30 килограмм в обычном бронежилете. На сегодняшний день, можно сделать вывод, нанотехнологии имеют огромные перспективы.

5.Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Известно, что вода и камни точит, следовательно, при создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью. Особенно эффективно это можно сделать на уроках биологии. Важно обучить каждого ребенка способам поддержания и сохранения здоровья, воспитывать детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, формировать эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью. Элементы ЗОЖ складываются из: личной гигиены, режима дня, здорового питания, закаливания, ЗОЖ родителей, спортивно-оздоровительной активности, общения без стресса, здорового информационного пространства. внутреннего наст

«.,.Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце»,— писал, Ф. Шиллер. «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»,— говорил Гёте. Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, воспитания гражданственности,понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы, потребностей человека, его общей культуры.

Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство гражданственности,патриотизма, любви к Родине, своему селу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Список использованной литературы

1.Брындин Е.Г. Движение гармонии от природной к социальной путем гармонизации человека и общества. Науч. Изд. - Новосибирск: НГТУ, 2007. – 228 с

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Наука, 2007

3. Вульфов Б. 3. Цель и сущность гражданского воспитания //Воспитание гражданина в советской школе /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. - С. 29-35.

4.Гивишвили Г. В. Гражданское общество и проблемы образования// «Здравый смысл», 2004, № 1 (30)

5.Гражданское образование в современной школе: Опыт реализации межпредметной модели. Калуга: 2008.

6.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2008

  1. Психологические тесты. В 2т./под ред. А.А. Карелина. – М:Владос – Пресс, 2007- Т.1. С. 10-12, С.25-36.

8.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Категория: Биология
15.10.2015 01:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!