СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое заключение «тяжелые нарушения речи» относится к детям: ● с ограниченным и слабым словарным запасом; ● с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи; ● с ограниченностью мышления и воображения; ● с отсутствием навыка общения; ● с трудностями в письме и чтении. Психологические особенности детей с нарушениями речи ● Восприятие — нарушены фонематический слух и зрительное восприятие речи. ● Память — снижен объем всех видов памяти (слуховой, зрительной, тактильно-кинестетической). ● Внимание — неустойчивое, с трудностями переключения и низким уровнем произвольности. ● Мышление — развивается неравномерно: отставание речевого отдела, недостаточная динамика мышления. ● Воображение — недостаточная подвижность, инертность и быстрая истощаемость. ● Эмоции и воля — повышенная возбудимость и истощаемость нервной системы. Задачи обследования: ● выявить уровень овладения звуко-буквенным анализом; ● определить уровень чтения и письма; ● выявить основные виды ошибок чтения и письма; ● найти причины специфических ошибок; ● выявить причины проблем по чтению и русскому языку; ● изучить уровень связности речи и владения литературным языком.

Распространенные виды нарушения речи ● Алалия — тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи с сохранением физиологического слуха и интеллекта; вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. ● Дизартрия — нарушение произношения из-за недостаточного количества нервных клеток в мышцах речевого аппарата. ● Логоневроз — нарушение ритмического течения речи: повторение слов, слогов, частые остановки или нерешительность в речи, неумышленные удлинения звуков. ● Дисграфия — частичное нарушение процесса письма: повторяющиеся ошибки, вызванные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. ● Дислексия — частичное нарушение процесса чтения: повторяющиеся ошибки, вызванные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения. Причины дисграфии и дислексии ● Конституциональные предпосылки — индивидуальные или наследственные особенности функциональной специализации полушарий мозга. ● Энцефалопатические нарушения — негрубые отклонения в развитии мозговых систем (РЭП, ММД), приводящие к недоразвитию высших психических функций. ● Неблагоприятные социальные и средовые факторы — несвоевременное начало обучения, не персонализированные методы и темп обучения.

Дисграфические ошибки ● Искаженное написание букв. ● Замены графически сходных или схожих по звучанию букв. ● Искажение звукобуквенной структуры слова. ● Искажение структуры предложения. ● Аграмматизмы на письме. Дислексические ошибки ● Замены и смешения фонетически близких звуков или звуков, обозначаемых графически сходными буквами. ● Побуквенное чтение. ● Искажение звуко-слоговой структуры слова. ● Нарушение понимания прочитанного. ● Замена слов на схожие. ● Аграмматизмы при чтении. Виды дисграфии и дислексии ● Артикуляторно-акустическая — неправильное произношение звуков речи (замены, смешения, отсутствие). ● На почве нарушения фонемного распознавания — трудности различения близких звуков на слух при ненарушенном произношении. ● На почве нарушения языкового анализа и синтеза — нарушения различных форм языкового анализа и синтеза. ● Аграмматическая дисграфия — недоразвитие грамматического строя речи. ● Оптическая дисграфия — недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций. ● Нарушения памяти — трудности установления ассоциаций между звуком и буквой. Для детей с тяжелыми нарушениями речи создается адаптированная программа варианта 5.1. или 5.2. Дети с нарушениями речи имеют разные нарушения психических процессов и испытывают трудности в чтении и письме. Наиболее распространенными нарушениями являются алалия, дизартрия, логоневроз, дислексия и дисграфия. Во время диагностики стоит обращать внимание на типичные ошибки ребенка.

30.10.2023 15:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП