СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика и оценка читательской компетенции школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика и оценка читательской компетенции школьника.

На начальной ступени обучения особое значение имеет овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых особо следует выделить навыки осознанного чтения и работа с информацией.

Качество чтения как ожидаемый образовательный результат представляет собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты- сформировавшаяся система ценностных отношений учащихся к себе как к читателю, к читательскому сообществу.

Как увидеть результат приобщения?

Критериями приобщенности школьника к чтению являются- личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю.

Существуют массовые методики, демонстрирующие общие тенденции школьников к чтению в данном классе и методики индивидуальной диагностики углубленного характера. Данные методики требуют небольшого временного ресурса и легки в обработке и проведении.

1.Читать- не читать.

Учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу следующих высказываний:

Есть люди, которые любят читать.

Есть люди, которые не любят читать.

Как тебе кажется на кого ты похож и почему?

Ответ пишется в свободной форме. Результаты обрабатываются в таблице:

Есть люди, которые любят читать.

Есть люди, которые не любят читать.

Число учащихся, которые относят себя к этой категории - %

Число учащихся, которые относят себя к этой категории - %

Аргументы выписываются и ранжируются по частоте упоминания. Периодичность проведения: в начале учебного года, после первого полугодия и в конце учебного года. Результаты сравниваются.

2.Температура чтения.

Школьникам предлагается ответить на вопрос:

Какими словами можно охарактеризовать твое отношение к чтению- очень дружеское, дружеское, безразличное, непрязненное, враждебное?зируются. На основании их учитель и родители делают выводы о дальнейших шагах в приобщении школьника к чтению.

Вариант : графическое расположение ответа на оси воображаемого термометра.

2- очень дружеское,

  1. Дружеское,
  2. 0- безразличное,
  3. -1- неприязненное,
  4. -2- враждебное.
  5. Результаты анализируются. На их основании учитель совместно с родителями делают выводы о дальнейшем приобщении школьника к чтению.

3.Все дороги ведут к чтению. Визуальный графический тест, позволяющий на уровне самооценки зафиксировать способы взаимодействия личности с миром чтения.Данная диагностика позволяет выделить как относительно благополучную группу учащихся в отношении к чтению, так и проблемный контингент, нуждающийся в индивидуальном педагогическом сопровождении.

Метапредметные результаты- освоение обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые в реальных жизненных ситуациях, это навыки работы с информацией и целостное восприятие картины мира.

Некоторые способы и содержание оценки метапредметных результатов, связанных с читательской компетентностью школьников.

Результатом изучения темы «Мифы Древней Греции» будет умение школьника критически осмысливать сюжет, узнавать его в произведениях живописи, музыки,выстраивать логическую цепочку событий и действий героев, разбираться в родственных связях, делать выводы проводить аналогии с событиями собственной жизни, находить отголоски мифов в скульптуре и живописи ит.д.

В результате по итогам изучения темы учащийся проходит

1. Тестирование (знаю),

2.Заполняет лист самооценки (могу и хочу), целесообразно использовать цветограмму:

Зеленый- чувствую себя уверенно, с заданием справился полностью,

Желтый- есть сомнения,

Красный- чувствую тревогу и неуверенность.

3.Представляет тематический Портфолио.( рисунки, образы, эссе, сообщения по теме)

Предметные результаты- выражаются в освоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, полученного в рамках отдельных предметов посредством чтения.

Предметные результаты читательской компетентности в первую очередь достигаются в процессе освоения предмета «Литературное чтение».

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные учебные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ (Литер. чтение)

1.Чтение наизусть

2.Правильность чтения

3.Выразительность

4.Скорость вслух

5.Скорость про себя

6. Пересказ

7. Рассказ о любимом литер. герое

8.Оценочная характеристика героев

9. Ориентирование в книге (автор, содержание…)

10. Качество устных высказываний

11. Переписка с клубом*

12. Активность на уроке

13. Конкурсы, олимпиады*

14.

Описанные методические приёмы я использую в работе. Они положительно влияют на формирование выразительного чтения и на самореализацию учащихся в начальной школе.

Делая вывод, можно сказать, что совершенствование качеств навыка чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с первого класса. На уроке невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста

Чтобы проследить рост каждого ребёнка строю индивидуальные графики техники чтения учащихся, которые дают возможность судить о результативности работы по совершенствованию навыка чтения, объяснить причины изменения графика и совместно с родителями наметить план коррекции. Для этого в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Мониторинговые исследования показывают, что уровень сформированности навыка чтения стабильно растёт. Большая часть учащихся читает бегло, выразительно. Успехи, достигнутые ребятами, радуют.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днём всё большее место, чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребёнку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, своё место в нём, сделать жизнь более богатой духовно.

03.09.2017 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП