СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Диагностика и оценка читательской компетенции школьника.
На начальной ступени обучения особое значение имеет овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых особо следует выделить навыки осознанного чтения и работа с информацией.
Качество чтения как ожидаемый образовательный результат представляет собой совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты- сформировавшаяся система ценностных отношений учащихся к себе как к читателю, к читательскому сообществу.
Как увидеть результат приобщения?
Критериями приобщенности школьника к чтению являются- личностное качество, которое характеризуется увлеченностью чтением и позитивным отношением к себе как к читателю.
Существуют массовые методики, демонстрирующие общие тенденции школьников к чтению в данном классе и методики индивидуальной диагностики углубленного характера. Данные методики требуют небольшого временного ресурса и легки в обработке и проведении.
1.Читать- не читать.
Учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу следующих высказываний:
Есть люди, которые любят читать.
Есть люди, которые не любят читать.
Как тебе кажется на кого ты похож и почему?
Ответ пишется в свободной форме. Результаты обрабатываются в таблице:
Есть люди, которые любят читать. |
Есть люди, которые не любят читать. |
Число учащихся, которые относят себя к этой категории - % |
Число учащихся, которые относят себя к этой категории - % |
Аргументы выписываются и ранжируются по частоте упоминания. Периодичность проведения: в начале учебного года, после первого полугодия и в конце учебного года. Результаты сравниваются.
2.Температура чтения.
Школьникам предлагается ответить на вопрос:
Какими словами можно охарактеризовать твое отношение к чтению- очень дружеское, дружеское, безразличное, непрязненное, враждебное?зируются. На основании их учитель и родители делают выводы о дальнейших шагах в приобщении школьника к чтению.
Вариант : графическое расположение ответа на оси воображаемого термометра.
2- очень дружеское,
3.Все дороги ведут к чтению. Визуальный графический тест, позволяющий на уровне самооценки зафиксировать способы взаимодействия личности с миром чтения.Данная диагностика позволяет выделить как относительно благополучную группу учащихся в отношении к чтению, так и проблемный контингент, нуждающийся в индивидуальном педагогическом сопровождении.
Метапредметные результаты- освоение обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые в реальных жизненных ситуациях, это навыки работы с информацией и целостное восприятие картины мира.
Некоторые способы и содержание оценки метапредметных результатов, связанных с читательской компетентностью школьников.
Результатом изучения темы «Мифы Древней Греции» будет умение школьника критически осмысливать сюжет, узнавать его в произведениях живописи, музыки,выстраивать логическую цепочку событий и действий героев, разбираться в родственных связях, делать выводы проводить аналогии с событиями собственной жизни, находить отголоски мифов в скульптуре и живописи ит.д.
В результате по итогам изучения темы учащийся проходит
1. Тестирование (знаю),
2.Заполняет лист самооценки (могу и хочу), целесообразно использовать цветограмму:
Зеленый- чувствую себя уверенно, с заданием справился полностью,
Желтый- есть сомнения,
Красный- чувствую тревогу и неуверенность.
3.Представляет тематический Портфолио.( рисунки, образы, эссе, сообщения по теме)
Предметные результаты- выражаются в освоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, полученного в рамках отдельных предметов посредством чтения.
Предметные результаты читательской компетентности в первую очередь достигаются в процессе освоения предмета «Литературное чтение».
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные учебные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ (Литер. чтение)
1.Чтение наизусть |
|||||||
2.Правильность чтения |
|||||||
3.Выразительность |
|||||||
4.Скорость вслух |
|||||||
5.Скорость про себя |
|||||||
6. Пересказ |
|||||||
7. Рассказ о любимом литер. герое |
|||||||
8.Оценочная характеристика героев |
|||||||
9. Ориентирование в книге (автор, содержание…) |
|||||||
10. Качество устных высказываний |
|||||||
11. Переписка с клубом* |
|||||||
12. Активность на уроке |
|||||||
13. Конкурсы, олимпиады* |
|||||||
14. |
Описанные методические приёмы я использую в работе. Они положительно влияют на формирование выразительного чтения и на самореализацию учащихся в начальной школе.
Делая вывод, можно сказать, что совершенствование качеств навыка чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с первого класса. На уроке невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста
Чтобы проследить рост каждого ребёнка строю индивидуальные графики техники чтения учащихся, которые дают возможность судить о результативности работы по совершенствованию навыка чтения, объяснить причины изменения графика и совместно с родителями наметить план коррекции. Для этого в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Мониторинговые исследования показывают, что уровень сформированности навыка чтения стабильно растёт. Большая часть учащихся читает бегло, выразительно. Успехи, достигнутые ребятами, радуют.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днём всё большее место, чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребёнку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, своё место в нём, сделать жизнь более богатой духовно.
© 2017, Букаева Роза Кадыргалиевна 1827