СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика обучения студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Функции контроля. Контроль выполняет целый ряд разнообразных функций в учебно-воспитательном процессе:

дидактическая (обучающая) функция контроля связана с тем, что в ходе него актуализируются все имеющиеся у студента знания и умения, происходит их закрепление, обобщение, приведение в систему;

корректирующая функция контроля заключается в его направленности на выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках студентов и определение путей и способов их коррекции, совершенствования, которое частично происходит уже в процессе самого контроля;

мотивирующая, ориентирующая функция. Контроль является дополнительным стимулом учения, составляет важный элемент мотивации при условии, что студент ориентируется в процессе него не столько на внешнее оценивание, отметку, сколько на продвижение вперед в познании, в дальнейшем самообразовании;

развивающая функция контроля связана с тем, что он является условием реализации творческого потенциала студентов, развития их способности к рефлексии и самоанализу;

воспитательное значение контроля определяется предоставляемой им возможностью самоутверждения студента, удовлетворения его потребности в достижении успеха, признании, влиянием контроля на формирование ответственности, способности к самоорганизации и на развитие воли студента.

2. Требования к построению системы обратной связи. Успешная организация контроля, обеспечивающая реализацию всех его функций, осуществляется при условии выполнения определенных требований к построению системы обратной связи преподавателя с обучающимися в ходе контроля.

1. Создание психологически комфортных условий. Контроль традиционно воспринимается обучающимися как самый дискомфортный этап процесса обучения. Напряженность, страх, возникающие у студентов в процессе проверки и оценивания результатов их учебной деятельности, чаще всего связаны с той атмосферой, которая создается, а подчас и нагнетается преподавателем. Снять это напряжение возможно при выполнении следующих условий:

контроль усвоения учебного материала каждым студентом должен быть систематическим, осуществляемым не от случая к случаю, а на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии, что не только обеспечивает прочность усвоения, но и снимает состояние напряженного ожидания («спросят – не спросят»);

необходимо предоставлять студентам право альтернативного выбора форм и методов контроля, времени сдачи определенного учебного материала в соответствии с познавательными способностями каждого. С этой целью следует шире использовать возможности технологий индивидуализации и дифференциации обучения;

важнейшим условием психологического комфорта является доброжелательное отношение преподавателя к каждому студенту, максимум внимания, демонстрация готовности его выслушать, поддержка, отсутствие субъективизма, фиксированных установок по отношению к отдельным студентам (типа «на большее он не способен»);

необходимо также активнее использовать разнообразные формы и методы взаимоконтроля, значительно снижающие состояние напряжения и скованности в процессе проверки.

2. Объективность контроля во многом зависит от того, в какой мере преподаватель придерживается перечисленных выше требований, а также соблюдает следующие условия:

имеет четко разработанные критерии оценивания, а также точные и научно обоснованные диагностические тестовые задания, позволяющие выявить все уровни усвоения учебного материала;

задания, предлагаемые в ходе контроля обучающимися, не выходят за пределы изученного ими учебного материала и соответствуют целям (эталонам) усвоения, осознанно принятом студентами;

проверяя и оценивая знания, умения, навыки, преподаватель не руководствуется личными симпатиями и антипатиями, а ориентируется на существующие критерии, при этом поддерживая любое продвижение студента вперед;

объективность обеспечивается также использованием разнообразных видов, форм и методов контроля, позволяющих выявить различные параметры знаний (см. табл. 1), а также обеспечить полноту информации о результатах обучения каждого студента.

Таблица 1 - Виды заданий на выявление усвоения разных параметров знаний

Изучаемый параметр знаний

Прием изучения

Полнота

Задания на выделение всех видов понятий и их связи друг с другом

Глубина

Задания на выявление числа существенных признаков того или иного понятия в их взаимосвязи

Оперативность

Предъявление множества вариативных ситуаций, в которых могут быть применены изучаемые знания

Гибкость

Задания на самостоятельное применение или конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи или на разработку нестандартного подхода к решению сходных задач

Конкретность и обобщенность

Задания на выявление обобщенного знания, способность подводить конкретные знания под обобщенные, относить частное к общему

Свернутость и развернутость

Задания на способность излагать свои знания компактно, умение развернуть свои знания в ряд последовательных шагов

Систематичность

Задания на определение иерархии понятий в их последовательности, взаимосвязи

Осознанность

Задания на умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описания явлений, законов и т.д.

3. Единство контроля и самоконтроля – важнейшее требование в условиях личностно ориентированного профессионального обучения, т.е. постепенный переход студента от взаимоконтроля к самоконтролю, обеспечивающему его становление как специалиста, субъекта профессиональной деятельности.

3. Виды и формы контроля. Условием реализации основных требований к контролю результатов обучения, а также его ведущих функций является использование разнообразных видов и форм проверки знаний, умений, навыков студентов. Традиционно выделяют:

1) предварительный контроль;

2) текущий контроль;

3) периодический контроль;

4) итоговый контроль;

5) контрольный срез остаточных знаний;

6) комплексная проверка результатов обучения.

Все перечисленные виды контроля могут осуществляться с помощью разнообразных форм и методов проверки знаний, умений, навыков:

1) устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос; взаимоопрос в малых группах.

Разные методы устной проверки обладают разным диагностическим, обучающим и развивающим потенциалом:

индивидуальный опрос обладает всеми перечисленными выше достоинствами, но требует больших временных затрат, а также необходимости активизировать деятельность других студентов, обеспечивая их включенность не только в качестве слушателей, но и активных участников;

фронтальный опрос создает условия для включения в него большого количества опрашиваемых, но не позволяет выявить глубину усвоения учебного материала, системность знаний и логичность их изложения, не обеспечивает интенсивного развития речи студентов;

наиболее эффективны с этой точки зрения методы и приемы взаимоконтроля, разработанные в технологии коллективного взаимообучения при условии сформированности у студентов критериев взаимооценки результатов учения. Но при этом затрудняется получение преподавателем обратной связи;

2) письменная проверка: контрольные работы, индивидуальные задания.;

3) практическая поверка;

4) программированный опрос;

5) смешанная форма контроля.

Таким образом, эффективность диагностики результатов обучения обеспечивается комплексным использованием преподавателем всех видов, форм и методов контроля. Кроме названных выше это могут быть: тестовые задания и контроль, перекрестный опрос, диктанты, экспресс-опрос, кроссворды, ребусы, шарады, взаимный опрос, конкурсы, викторины, творческие работы, сочинения, рефераты, контрольные работы и др.

4. Зачеты и экзамены. Целью данных форм итогового контроля выступает проверка системности усвоения знаний по каждой отдельной дисциплине, глубины осмысления и приобретение умения комплексного их применения в решении производственных задач. Неоднозначное отношение к экзаменам и зачетам связано с тем, что они зачастую создают стрессовые ситуации для студентов, связанные с необходимостью за короткий промежуток времени осваивать большой объем учебного материала по разным курсам, а также с преимущественно репродуктивным характером проверки знаний, преобладающим на экзаменах и зачетах.

Предупреждение данных проблем возможно при наличии в билетах вопросов, позволяющих выявить все уровни усвоения знаний, умений, навыков, при включении в них теоретических и практических вопросов, производственных задач разного уровня сложности. Необходимо также дальнейшее совершенствование форм итоговой проверки. В настоящее время преподавателями средних специальных и высших учебных заведений разработаны разнообразные варианты контроля знаний, умений, навыков на экзаменах и зачетах.

Чтобы исключить механическое заучивание и списывание, на которое надеются многие студенты, надо изменить характер вопросов и заданий: нужно предлагать учебные задачи творческого характера, исключающие простое воспроизведение знаний, и разрешить пользоваться учебными пособиями, справочными материалами и т.д.

Преподаватель может предложить студенту выбрать 2 вопроса: один, который студент знает лучше всего, и другой, в ответе на который он больше всего затрудняется, при этом студент должен четко объяснить, что для него является сложным во втором вопросе.

Можно организовать сдачу экзамена или зачета в парах или микрогруппах (по 3 чел.): каждый из студентов берет билет с одним вопросом и является основным отвечающим по этому вопросу, а по вопросам билетов своих товарищей дополняет и уточняет их ответы.

Рассредоточенный экзамен создает условия для более достоверной проверки результатов учебной деятельности студентов: учебный материал разбивается на блоки (модули), и студенты последовательно сдают каждый блок в течение семестра.

Творческий зачет и экзамен. Студенты разрабатывают творческий проект или моделируют производственный процесс, используя приобретенные в процессе изучения дисциплины знания и умения в процессе совместной деятельности в парах или малых группах.

Тестирование обученности. Тестирование (от англ. test – испытание, проверка) – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. В настоящее время тестирование интенсивно применяется в педагогических целях, в том числе и для диагностики обученности. Поэтому существующие тесты разделяют на педагогические (тесты достижений) и психологические, измеряющие общие и специальные способности личности (тесты интеллекта, тесты креативности и т.д.).

Тест обученности является тестом достижений и представляет собой систему заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющей качественно оценить структуру и измерить уровень усвоения знаний, умений и навыков.

Тестовое задание является своеобразной единицей, составной частью теста и имеет определенные формальные признаки, обеспечивающие его качество.

Активное использование в современной системе образования тестов связано с целым рядом безусловных преимуществ, которыми обладает данная форма контроля. По мнению В.С. Аванесова, тесты не только обеспечивают высокую эффективность контроля, но и положительно влияют на качество образования в целом. Достоинства данной формы контроля определяются: ее экономичностью с точки зрения временных затрат; возможностью обеспечить систематичность контроля; автоматизацией и стандартизацией контроля, наличием количественных оценок; массовым характером проверки, одновременным включением в нее всех обучающихся; объективностью и надежностью выводов.

Вместе с тем, данная форма контроля имеет и свои ограничения, которые не позволяют абсолютизировать ее значение и рассматривать как единственную:

тестирование направлено преимущественно на диагностику результатов обучения и недостаточно отслеживает процессуальную сторону учения студентов, не позволяет осуществлять качественный анализ процесса решения учебных задач;

не все параметры знаний могут измеряться и оцениваться с помощью тестов достижений;

переход от форм устной проверки знаний к тестированию лишает студентов дополнительной речевой практики;

недостаточен арсенал стандартизированных тестовых заданий по каждой дисциплине;

преобладание в практике работы преподавателей тестов достижений, которые, в основном, соответствуют элементарным, репродуктивным уровням усвоения (чаще всего используются тесты опознания, различения, подстановки);

недостаточно разработаны и используются тесты, обеспечивающие одновременный контроль уровня усвоения и уровня развития обучающихся;

разработка системы тестовых заданий, позволяющих отслеживать результаты обучения студентов на всех уровнях усвоения, предполагает владение преподавателей методикой их конструирования.

Системная дидактика рассматривает пять уровней усвоения: знакомство, воспроизведение, эвристический, творческий и исследовательский.

Тесты 1–го уровня. Уровень знакомства, иначе называется выборочным, ученическим: студент, усвоивший знания и сформировавший умения учебной, профессиональной деятельности с материальной опорой настолько, что способен выбрать из нескольких ответов один, правильный, считается приобретшим эти знания и умения на первом уровне, уровне знакомства.

Для более объективной оценки учебно-познавательной деятельности студентов на первом уровне его можно дифференцировать на три подуровня: первый – узнавание (опознание), второй – различение, третий – соотнесение.

Тест опознания – тест закрытой формы с двумя готовыми ответами, из которых обучающийся должен выбрать один. Например:

Тест на различение – тест закрытой формы, содержащий несколько ответов, из которых надо выбрать один правильный ответ или несколько.

Тест на классификацию (соответствие) предполагает установление соответствия элементов одного столбца элементам другого.

Тесты 2-го уровня. Деятельность учения студента на втором уровне усвоения профессиональных знаний представляет собой воспроизведение по памяти, без материальной опоры – алгоритмический уровень.

Для объективной оценки второго уровня учебной или профессиональной деятельности студента с учетом его способностей возможна дифференциация второго уровня на четыре подуровня. Первый подуровень – дополнение неполной информации, подстановка в текст, уравнение, формулу, чертеж, схему, график, диаграмму и др. Второй подуровень – конструирование правильного ответа, выполнение действия по памяти: воспроизведение текста, формулы, уравнения, чертежа, схемы, графика, диаграммы, выполнение профессиональной функции. Третий подуровень – выполнение учебной задачи по известной формуле, уравнению, правилу, алгоритму. На четвертом подуровне второго уровня студент по памяти, без материальной опоры, восстанавливает алгоритм, последовательность технологического процесса, выполняет процесс производства, управления, регулировки, ухода, обслуживания, ремонта и др.

Система тестов 2-го уровня должна включать разнообразные, постепенно усложняющиеся по содержанию, структуре и требованиям к качеству задания на выполнение типовых для конкретных специальностей учебных, учебно-производственных работ. Особенностью эталонов правильного выполнения заданий тестов 2-го уровня является более свернутое отражение технологической (процедурной) последовательности выполнения задания. Подготовительные, вспомогательные и другие этапы выполнения задания, существенно не влияющие на успешность выполнения, не учитываются.

Тесты 3-го уровня. Третий уровень усвоения и деятельности характеризуется частично поисковой, эвристической, деятельностью: студенту известен алгоритм типовой, обобщенной, деятельности, который необходимо самостоятельно перенести в конкретные условия учебной, профессиональной деятельности или в новые условия выполнения.

Третий уровень усвоения также может быть дифференцирован на четыре подуровня, аналогичные подуровням второго уровня. Первый подуровень третьего уровня характеризуется необходимостью дополнения ответов, содержащих одновременно перенос типовых знаний, умений в конкретные учебные, учебно-профессиональные, профессиональные ситуации. Второй подуровень эвристической деятельности характеризуется конструированием правильного ответа, алгоритма конкретного действия с измененными условиями, материалами, средствами, приемами, способами. Третий подуровень усвоения предполагает решение конкретного задания, ситуации, задачи на основе измененного типового уравнения, формулы. Четвертый подуровень усвоения предполагает формирование измененных алгоритмов типовых процессов и перенос их в конкретные условия учебной, учебно-профессиональной деятельности.

Тесты 3-го уровня – это специальные тесты, рассчитанные на проверку способности обучающихся самостоятельно выполнять практические (учебно-производственные) работы в нетипичных условиях, т.е. на проверку профессиональной зрелости будущего специалиста. Такие тесты используют для проверки уровня профессиональной подготовленности студентов, претендующих на присвоение повышенного уровня квалификации, в них фактически соединяется проверка уровня знаний и уровня умений обучающихся.

Тестовые задания 3-го уровня могут содержать предложения выполнить работу в заданных нетипичных условиях на основе самостоятельно разработанной оригинальной технологии. Выполнение таких заданий должно требовать эвристического, поискового применения профессиональных знаний и полученных умений.

Эталонами правильного выполнения тестовых заданий 3-го уровня является описание вариантов рациональных решений поставленных задач. Правильность и качество выполнения тестов 3-го уровня, как и сложных тестов на проверку применения профессиональных знаний на практике, определяется, как правило, экспертным путем.

Тесты 4-го уровня. Тестовые задания данного уровня требуют творческого применения профессиональных знаний. Это задания на конструирование, рационализацию, модернизацию, внесение существенных усовершенствований в технологию или организацию производственного процесса, на разработку новых технологий, экономические обоснования нововведений и т.п. К таким заданиям прилагаются требования, параметры, ограничения, условия, которым должны соответствовать творческие разработки.

Эталонами к тестам 3-го и 4-го уровней в зависимости от характера задания являются варианты рационального выполнения заданий эвристического или творческого характера. Эталонами также могут быть эскизы конструкторских решений, эталонные схемы, алгоритмы, карты технологических процессов и т.п.

Наиболее сложным этапом в разработке тестов 3-го и 4-го уровней является выделение существенных операций, по которым подсчитывается коэффициент качества усвоения. При этом необходимо руководствоваться следующими исходными положениями: операцией является единичное нерасчленяемое действие по выполнению задания; существенная операция отражает то действие (знание, умение), которое в данный моментом является целью (объектом или параметром) контроля. В тех случаях, когда тест 3-го уровня применяется для итогового контроля, все операции его выполнения учитываются как существенные. Как правило, объективность выполнения заданий тестов 3-го, а особенно 4-го уровней, определяется экспертным путем.

Для оценки пятого (исследовательского) уровня усвоения и деятельности используются качественные критерии и показатели. На этапе учебной исследовательской деятельности возможно выделение низшего, среднего и высшего уровней новизны и отметок 3, 4, 5 баллов. Возможна также качественная оценка степени новизны исследовательской деятельности: на низшем уровне – уточнение известных результатов; на среднем – их дополнение; на высшем – достижение результата, не имеющего аналогов.

5. Определение эффективности усвоения по результатам тестирования может производиться на основе зависимости, выбранной В.П. Беспалько, для расчета коэффициента усвоения:

Ку = m/n,

где m – число правильно решенных задач; n – число предложенных для решения задач.

При величине Ку до 0,7 ответ оценивается неудовлетворительно, при 0,7 ≤ Ку ≤0,8 – удовлетворительно; при 0,8≤ Ку ≤0,9 – хорошо; при 0,9≤ Ку ≤1,0 – отлично (см. табл. 2).

Таблица 2 - Уровни усвоения и шкала отметок

Уровень усвоения

Коэффициент усвоения

Отметка, баллы

5-балльная шкала

12-балльная шкала

1-й

Ку1<0,8

0,7 ≤ Ку 1<0,8

0,7≤ Ку 1<0,9

0,9≤ Ку 1≤1,0

2

3

4

5

0

1

2

3

2-й

Ку2<0,8

0,7 ≤ Ку 2<0,8

0,7≤ Ку 2<0,9

0,9≤ Ку 2≤1,0

2

3

4

5

-

4

5

6

3-й

Ку3<0,8

0,7 ≤ Ку 3<0,8

0,7≤ Ку 3<0,9

0,9≤ Ку 3≤1,0

2

3

4

5

-

7

8

9

4-й

Ку4<0,8

0,7 ≤ Ку 4<0,8

0,7≤ Ку 4<0,9

0,9≤ Ку 4≤1,0

2

3

4

5

-

10

11

12

5-й

Низший уровень новизны

Средний уровень новизны

Высший уровень новизны

3

4

5

Уточнение известных результатов

Дополнение известных результатов

Новые результаты

Категория: Всем учителям
24.10.2016 12:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!