СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  • Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спра- шивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, карти- ны и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о ме- стах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать пробле- му, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и ри- сунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу раз- личных идей и событий.
  • Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; лю- бит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком оза- бочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя счи- таете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые опреде- ленно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке

«В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утвер-

ждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голо- ву, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тест

  1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
  2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить дета- ли, которых не видел раньше.
  3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
  4. Мне не нравится планировать дела заранее.
  5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
  6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
  7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сде- лаю это.
  8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
  9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
  10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
  11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
  12. Я люблю заводить новых друзей.
  13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
  14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным ар- тистом, музыкантом, поэтом.
  15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
  16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
  17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
  18. Я люблю то, что необычно.
  19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
  20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
  21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
  22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
  23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что ни- кому неудавалось до меня.
  24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
  25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
  26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного от- вета.
  27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
  1. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
  2. Я не люблю выступать перед группой.
  3. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
  4. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
  5. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
  6. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
  7. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
  8. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
  9. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
  10. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
  11. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
  12. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
  13. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
  14. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
  15. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в буду- щем.
  16. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
  17. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
  18. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не при- ходило в голову.
  19. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
  20. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
  21. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
  22. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумыва- ются.
  23. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирую- щие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре

«сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

  • положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
  • отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
  • все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
  • все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

  • положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
  • отрицательные ответы: 28;
  • все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

  • положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
  • отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
  • все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в

-1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

  • положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
  • отрицательные: 14, 20, 39;
  • все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности лично- сти осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оценивае- мых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцени- ваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творче- скую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочита- ющими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утвержде- ний относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть ра- вен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется пу- тем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отно- шению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вы- шеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ре- бенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впослед- ствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Категория: Физика
25.04.2022 13:09


© 2022 91

Рекомендуем курсы ПК и ПП