СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая многомерная технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Так, например, многомерность содержания образования выражается в том, что оно имеет три логики: логику знаний и опыта, логику усвоения знаний опыта, логику возрастной и образовательной эволюции человека, три особенности информации: смысл, ассоциация и структура и т.д. Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная, иерархическая организация разнородных элементов знания. Таким каркасом, слепком действительности, становится дидактические многомерные инструменты (ДМИ).

Инструменты формируются как измерители многомерных смысловых пространств на основе многокоординатных опорно-узловых каркасов с нанесённой на них свёрнутой информацией. В центре будущей системы координат помещается тема, проблемная ситуация. Определяется набор координат (круг вопросов) по данной теме. Для каждой координаты находят необходимое и достаточное число узловых главных элементов содержания. Получаемая в результате логико-смысловая модель содержит два плана: логический (порядок) и смысловой (содержание). Рассмотрим логико-смысловую модель «Главные члены предложения». Тема заявлена в центре каркаса. Выделяется набор координат: понятие, подлежащее, сказуемое, виды сказуемых, простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС), виды предложений по наличию главных членов. На следующем этапе «завязываются узелки» - необходимые для понимания темы элементы знания.

Структура урока, на котором усвоение темы происходит с помощью дидактических многомерных инструментов, выглядит следующим образом: 1)вхождение в тему, столкновение с познавательным барьером; 2)организация познавательной деятельности учащихся с помощью дидактических многомерных инструментов; 3)отработка новых умений и навыков с помощью тренировочных упражнений; 4)обобщение изученного материала с помощью дидактических многомерных инструментов; 5)рефлексия учебной деятельности обучающимися.

Обратимся к уроку русского языка в 8 классе по теме «Главные члены предложения». Для актуализации имеющихся знаний учитель ставит перед обучающимися вопрос: «Что вам известно о главных членах предложения?» После повторения теоретического материала обучающимся предлагается применить свои знания на практике, выделив подлежащее и сказуемое в предложенных предложениях. В процессе работы выясняется, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением, а сказуемое не всегда состоит из одного слова. Возникает необходимость устранить несоответствие между имеющимися знаниями и очевидными фактами. Начинается усвоение нового материала с помощью дидактической многомерной технологии.

Учитель выстраивает на доске логико-смысловую модель (ЛСМ) по теме «Главные члены предложения». Обучающиеся делают записи в тетради. Далее учитель повторяет новый материал, опираясь на ЛСМ. То же самое предлагается сделать обучающимся. Следующий этап урока посвящается отработке умений определять виды сказуемых, а также конструировать предложения с разными видами сказуемых. На заключительном уроке по данной теме учащимся предлагается воссоздать ЛСМ по теме «Главные члены предложения». 

Категория: Всем учителям
19.01.2015 20:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП