СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры и занимательность в начальном периоде обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальных классах дети очень любят игровые уроки. Учащиеся знают, что в игре нельзя обманывать друг друга, нельзя кричать друг на друга. В игре дети учатся оценивать свои знания, узнают, что надо делать, чтобы повысить знания. Игра помогает за короткий срок дать детям обширные знания по теме, помогает воспитывать учащихся.

В начальных классах на уроке родного языка ученикам приходится запоминать много новых слов, так как некоторые дети приходят в школу, не зная ни одного слова на родном языке. В первом классе слова «большой» и «маленький» можно показать руками. Когда проходят темы «Домашние животные» и «Дикие животные», дети из дому приносят игрушки.

Рисунки, таблицы и схемы очень помогают в объяснении урока.

1. На тему «Семья» можно начертить такую схему:

Уьягьлю

уллата ата уланы эркъардаш

уллана ана къызы къызардаш

Къушлар

къарчыгъа къаргъа жымчыкь гёгюрчюн

2. Дети хорошо запоминают, если говорят хором то, что нужно запомнить. Например, при изучении стихотворения:

Орманлар бары

Болгъанлар сари.

Гьавалар салкъын,

Гюн бизден ари.

( А. Гьажиев «Гюз»).

3. Ученики 1-го ряда задают вопросы ученикам 2-го ряда, ученики 2-го ряда отвечают на вопросы. Например в 1-м классе:

Кто поёт?

Кто работает?

Кто бежит?

Кто летает?

Кто прыгает?

Кто читает?

Что бывает в печке?

Что бывает в тарелке?

Что бывает на дереве?

Что бывает во рту?

Что бывает в книге?

Чем режут?

Чем пишут?

Чем рубят

Чем кушают?

Чем пьют?

4. Во 2-м классе можно задать вопросы немного посложнее.

Люди какой профессии работают головой?

Люди какой профессии надевают белые халаты?

Люди какой профессии преподают уроки?

5. Игра «Ким кёп сез айтар?»

Перечислить из чего состоит мебель в классе (стол, стулья, шкаф….). Кто назовет больше слов, тот побеждает.

6 Ведущий ученик называет какую-нибудь профессию. Надо сказать, чем же занимаются люди этой профессии.

Что делает доктор (лечит больных, выписывает лекарство, делает операцию). Побеждает тот, кто назовет больше действий.

7 Ведущий называет действия, остальные ученики называют профессию.

8 Ведущий называет предмет, остальные ученики называют действия этого предмета. Например, ветер (дует, свистит, воет).

9 Ведущий называет предмет, а остальные ученики признак предмета. Кек – гек, булутлу, тунукъ, къарангы, бийик, сувукъ.

10 Ведущий ученик задает вопросы.

Не зат яшыл бола?

Не зат акъ бола?

Не зат къызыл бола?

Не зат къара бола?

Кто ответит на большее количество вопросов, тот побеждает.

11. Игра «Мен кимни гьакъындан айтаман?»

Ведущий игру ученик называет признаки –

Янгы, бийик, дёгерек, исси. Задает вопрос: Что это? Ученик отвечает (печь).

12. Игра «Артыкъ сёз».

Надо найти лишнее слово

Алма, гьармут, жие, къапуста.

13. Игра «Харс ур».

Учитель читает предложение. Ученики хлопают столько раз, сколько слов в предложении.

14. Игра «Мен башлайым, сен узат».

Къызъяш ойнама барма сюе. Улланасы буса о савут-сабаны жувгъанны сюе. Къызъяш ……………..

15. Игра «Жумланы генглешдир».

Ведущий называет короткое предложение (Мен экмек алдым.) 2-й ученик добавляет 1 слово и распространяет предложение. (Мен гьар гюн экмек аламан.)

3-й ученик добавляет еще 1 слово (Мен гьар гюн эртен экмек аламан.).

4-й ученик добавляет ещё 1 слово (Мен гьар гюн эртен сагьат 8-де экмек аламан).

16. Игра «Что нарисовано?».

Учитель показывает рисунки по одной теме, дети дают им название. Например: сыйыр, ат, къой, мишик. Затем дают общее название рисункам (уьй гьайванлар).

17. Игра « Ким кёп сёз язар?».

школа стол

автобус лампа

самолет алма

18. Игра «Напиши слова, которые читаются одинаково спереди и сзади»

1-я команда 2-я команда

кек, уллу, еле, ичи, чач, юзю, агъа, ини, юрю,

ана, ата, аза. тут, ача.

19. Игра «Переставь буквы или слоги и образуй новые слова»

Арба – бара, къата – такъа, арта – тара, нас – сан.

20. Игра «Ким кёп сёз язар?»

чана эчги къоян

аран чечек къаргъа

нал гёлек къар

аркъа ичек къардаш

2.1. Игры – упражнения и игры – поиск.

1. Игра «Бир авазны алышдырып, магьнасы башгъа сёз эт»

таш – къаш бил – бел

ташла- тана-

къар- эл-

чана- сана

2. Игра «Напиши пропущенные буквы».

1-я команда 2-я команда

т……къ я……къ

къ……….й с………н

с……….ч къ…….а

Название птиц.

3. Игра «Напиши пропущенные буквы и составь имя мальчика».

…лма Ч…на

гьа…мут я……

……огъан ата……

эл….к тан….

се….ек къысма……

4. Шуточные вопросы:

  • Сёзню къайсы гесеги топуракъны тюбюнде бола?
  • 5 санав булангы оюнну атын айт.
  • 100-ге 1 аваз къошуп йылны заманын эт.
  • Къайсы сёзде 40 аякъ бола?
  • «Ай» дёген гесекни къошуп, адамланы атларын эт (Аймесей, Айбала, Айшат, Айханум, Айна, Айзанат).
  • Бир авазны алышдырып терекни оьзенге айландыр (терек- Терик).
  • «Гёз» деген сёзден адамны атын эт (Гёзел). «Гент» деген гесекни къошуп, къумукъ юртланы атларын яз. (Уьчгент, Къарабудахгент, Къаягент, Ленинкент, Манаскент, Алберюгент).
  • « Юрт» деген гесекни къошуп юртланы атларын эт. (Къарланюрт, Ботаюрт, Бабаюрт, Янгыюрт, Боташюрт, Шамхалянгыюрт, Солтанянгыюрт, Адилянгыюрт, Лакълакъюрт).
  • «Аул» деген гесек къошулагъан юртланы атларын яз. (Байрамаул, Темираул, Муцалаул, Генжеаул …).
  • «Ей» «ай» деген гесеклеге битеген юртланы атларын яз. (Эндирей, Къапчыгъай, Кяхулай, Яхсай, Жюнгютей, Къаранай, Чиркей…).
  • «Ли» деген гесекге битеген юртланы атларын яз. (Дергели, Гьели, Эрпели…).

5. Игра "На что похож?".

Один из учеников выходит из класса. Остальные ученики придумывают одно слово. Ученик заходит в класс. Он должен отгадать, какое слово придумали ученики.

Дети помогают ему отгадать это слово:

- слово, которое мы придумали, растет на улице;

- за год оно меняется несколько раз;

- то, что на нем, и то, что в книге, называется одинаково;

- летом оно дает фрукты.

В зависимости от того, после какого вопроса ученик называет предмет, ставится оценка.

6. Игра «Я звезда».

Учащиеся раз в месяц должны побывать в роли какого-то известного человека (герои из произведения, монологи, диалоги, разыгрывание ситуаций).

Занимательные упражнения и дидактические игры помогают освоить деление слов на слоги, выделение звуков в словах и слогах. При изучении нового звука на уроках обучения грамоте можно проводить следующие дидактические игры.

Игра 1.

Расположи названия городов в алфавитном порядке.

а) Москва в) Армавир

б) Воронеж г) Тула

Тот, кто быстрее всех справляется правильно с заданием, начинает игру.

Игра 2.

1. Придумай слова по схемам.

2. Начерти схему предложения.

Я иду в школу.

Игра 3.

3 «Цепочка слов».

Детям раздаются карточки со слогами, из которых можно составить цепочку слов.

ра – ма ма – ма ….

Игра 4.

Какая из этих букв обозначают 2 звука, если стоит в начале слова или рядом с гласной?

а) у в) ю

б) ч г) и

Игра 5.

Какую согласную нужно вставить в слове?

а) къ в) гь

б) гъ г) нг

ча … ан.

Игра 6.

В каком слове пишется гь?

а) чал … ы. в) ар … ан.

б) къар … а г) … алкъа.

Игра 7.

В каком слове пишется буква г?

а) терек … е в) топ …а

б) юрт … а г) таякъ …а

Игра 8.

Сколько гласных букв в кумыкском алфавите?

а) 33 в) 10

б) 12 г) 14

29.03.2016 19:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП