СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения, развития и воспитания ученика. Ясно, что от уровня и качества этой активности зависят и настроение, и состояние здоровья обучаемых, и даже судьба человека. Вот почему пeдaгoгичecкaя деятельность постоянно находится в поле зрения общества и систематически подвергается анализу специалистов.
Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
По мнению Л.Б. Соколовой, «Педагогическая деятельность – это деятельностная субстанция образовательного процесса, из которой возникают все результаты образования. Ее характеристики в определяющей мере влияют на позитивный или негативный исход любых затрат и действий, предпринимаемых системой образования. И все положительные элементы, факторы, свойства, определяющие желаемый эффект работы педагогического сообщества, слагаются в культуру педагогической деятельности».
Педагогическая деятельность сочетает в себе много различных функций, поэтому выделяют такие виды деятельности педагога: обучающая, воспитательная, организаторская, управленческая, консультативно-диагностическая, самообразовательная и др. Все виды педагогической деятельности связаны между собой, имеют общую для любой деятельности структуру и в то же время определенную специфику.
Педагогическая деятельность имеет свою структуру (см. таблица 1), в которой особое место занимают цели и задачи. Цель - это осознанный желаемый peзультат. Задача — более конкретный в определенных условиях результат.
Таблица №1
Структура педагогической деятельности
Структура педагогической деятельности |
|
Целеполагание |
Выдвижение педагогической целей и постановка задач |
Реализация цели и задач |
Выбор и применение средств и способов решения педагогических задач и достижения целей |
Контроль |
Сличение полученного результата с выдвинутыми целями и задачами и определение эффективности осуществленной педагогической деятельности |
В общем виде педагогические цели и задачи обуславливаются социально-культурными потребностями общества, зависящими в первую очередь от идеологии и уровня экономического развития государства, и корректируются с учетом возраста учащихся, специфики учебного предмета, актуальных для данных трупп детей воспитательных позиций и т.д. Для того чтобы цели и задачи имели реальный характер и при воплощении приводили к адекватному результату, желательно их четкое осознание не только педагогом, но и учащимися. В этом случае усилия педагога по их достижению будут подкрепляться ориентированными на заданный результат, действиями учеников, обеспечивая педагогическому процессу характер активного взаимодействия.
Второй компонент структуры педагогической деятельности - выбор и применение средств и способов воздействия на учащихся (организации взаимодействия между педагогом и учащимися) - является по своему характеру исполнительским. Этот выбор касается как собственно учебного материала (фактического, понятийного, предметного, изобразительного, графического и т.д.), так и действий, операций с ним. В первом случае учитель проводит осмысление и структурирование учебного материала, используя имеющуюся у него информацию, намечает средства обучения, систематизирующие, поясняющие учебный материал.
И, наконец, третий компонент педагогической деятельности - это контроль, т.е. самоанализ и самооценка деятельности с позиций соответствия достигнутого результата поставленным целям и задачам. Названный компонент, психологически базирующийся на рефлексии (процессе познания и осознания субъектом собственных состояний и действий), представляет собой важнейшим фактором целенаправленного совершенствования содержания и характера любой деятельности. В педагогической деятельности эту роль выполняет педагогическая рефлексия, которая обеспечивает учителю осознание и последующую коррекцию отдельных сторон своей деятельности. Естественно, необходимость выявления эффективности собственной деятельности с целью ее совершенствования требует от учителя глубокого понимания ее содержательной и операциональной сторон, системного видения ее элементов, представления об оптимальных (применительно к поставленным целям и задачам и наличным условиям) средствах и способах ее реализации.
Когда мы говорим о профессии учителя музыки, то правомерно подойти к определению его деятельности как музыкально-педагогической. При этом надо подчеркнуть, что в процессе формирования у учителя готовности к выполнению задач музыкально-эстетического воспитания детей именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества учителя в проведении урока музыки, в приобщении учащихся к музыкальному искусству.
Музыкально-педагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как имеющую свою особую структуру (см. таблица 2), определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика же музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе разные виды деятельности.
Таблица №2
Структура музыкально-педагогической деятельности
Музыкально-педагогическая деятельность |
||||
Педагоги-ческая |
Хормейстер-ская |
Музыковед-ческая |
Музыкально- исполнительская |
Исследо-вательская |
Музыкально-педагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню формирования музыкально-педагогических качеств специалиста на определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний, взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения. Особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.
Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.
Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую роль обучения в развитии творческих качеств личности. Целым рядом исследований доказано, что наибольшая творческая активность в процессе занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной деятельности, способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе памяти, воображения (О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Г.С. Ригина и др.)
Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, «результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.
«Творческая деятельность — понятие сложное, ее определяют как высшую ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально-неповторимой форме их восприятия и познания.
Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой - на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию» (Арчажникова Л. Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя).
Из этого следует, что музыкально - педагогическая деятельность учителя представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных элементов, владение которыми является показателем профессионального мастерства учителя музыки, которое в полной степени раскрывается на уроке музыке. Как утверждал В.А. Сухомлинский: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».
«Весь урок, начиная с входа учащихся в класс и кончая выходом из класса, пронизан музыкой. Музыка, учитель, школьники – вот основные действующие лица урока. Живое, непосредственное общение ребят с искусством, прежде всего с его лучшими образцами, составляет главное содержание занятия. Учитель, опираясь на программу, служащую ему надёжным компасом в проведении урока, помогает школьникам эмоционально глубоко проникать в музыкальное произведение, постигать особенности этого искусства, выявлять широкие связи музыки с жизнью, усваивать знания о музыке, формировать навыки её выразительного исполнения, развивать творческие способности, воспитывать художественный вкус, потребность в общении с музыкой. При этом прежде всего само музыкальное искусство служит основой воспитания и развития личности.
Каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения – формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их общей духовной культуры. При этом на занятии должны решаться в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, деятельностно-практического отношения учащихся к музыке. Цель и задачи реализуются на уроке прежде всего на основе усвоения содержания музыкального обучения, которое выступает в единстве трёх его элементов: опыта эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощённого в музыке; знаний о музыке (прежде всего ключевых знаний); музыкальных умений и навыков, проявляющихся в опыте творческой учебной деятельности школьников. Это содержание усваивается в ходе урока с помощью разнообразных методов, форм и приёмов, среди которых выделяются ведущие методы музыкального обучения, направленные на организацию целостного, логически связанного процесса музыкальных занятий» (Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразо-вательной школе: Пособие для учителя).
© 2017, Лыкова Анна Владимировна 1760