СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение как способ формирования и развития познавательной активности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех ступенях образования – одна из актуальных. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу — это требования самой жизни.

В современной системе образования ученик является субъектом обучения; на уроках преобладает деловое сотрудничество; учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха». Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

Рассмотрим определения понятий ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – это качество учебной деятельности учащегося,

которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение цели.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.

ЦЕЛЬ дифференцированного подхода – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

В структуре познавательной активности выделяются следующие компоненты:

• готовность выполнять учебные задания;

• стремление к самостоятельной деятельности;

• сознательность выполнения заданий;

• систематичность обучения;

• стремление повысить свой личный уровень.

Выделяют следующие уровни познавательной активности:

Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием интереса к углублению знаний.

Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося выявить смысл изучаемого, познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.

Этот уровень отличается тем, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении ищет пути решения.

Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Учащиеся проявляют упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учащихся - самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники более самостоятельны; а недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Успех обучения во многом определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, их активностью. Но ни один класс не представляет собой однородную массу. Часть учащихся имеет очень низкий уровень готовности к обучению в школе; другая часть демонстрирует высокую познавательную активность. Использование дифференцированного подхода в обучении помогает выявить и максимально развить задатки и способности каждого ребёнка.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает в себя несколько этапов.

  1. Определение критерия для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
  3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
  4. Разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Способов дифференциаций существует множество. Разделять на группы можно и учащихся, и учебный материал, и конкретные задания.

Группы детей формируют по:

  • уровню подготовки к обучению;
  • особенностям восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики);
  • индивидуальным особенностям;
  • схожим интересам.

Задания можно дифференцировать по:

- уровню творчества,

- уровню сложности,

- объёму учебного материала,

- степени самостоятельности учащихся,

- форме учебных действий.

Стоит дифференцировать и домашнее задание:

  • по степени помощи - отдельным учащимся даются карточки, схемы, таблицы, образцы;
  • по уровню трудности – отдельным учащимся вместо обычного задания предлагается более сложное;
  • по объёму – учащимся на выбор предлагается выполнить различный объём упражнений;
  • по уровню творчества – отдельным учащимся вместо обычного задания предлагается творческое задание, исследование, участие в проектной деятельности;
  • по срокам выполнения – с учётом индивидуальных особенностей и обстоятельств.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться учителем или выбираться учеником. Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока.

Вывод: дифференцированный подход в обучении имеет огромное влияние на развитие познавательной активности учащихся.

28.06.2018 21:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП