СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех ступенях образования – одна из актуальных. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу — это требования самой жизни.
В современной системе образования ученик является субъектом обучения; на уроках преобладает деловое сотрудничество; учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха». Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».
Рассмотрим определения понятий ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ – это качество учебной деятельности учащегося,
которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение цели.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.
ЦЕЛЬ дифференцированного подхода – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
В структуре познавательной активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень.
Выделяют следующие уровни познавательной активности:
Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знание, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием интереса к углублению знаний.
Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося выявить смысл изучаемого, познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.
Этот уровень отличается тем, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении ищет пути решения.
Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Учащиеся проявляют упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учащихся - самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники более самостоятельны; а недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Успех обучения во многом определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, их активностью. Но ни один класс не представляет собой однородную массу. Часть учащихся имеет очень низкий уровень готовности к обучению в школе; другая часть демонстрирует высокую познавательную активность. Использование дифференцированного подхода в обучении помогает выявить и максимально развить задатки и способности каждого ребёнка.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает в себя несколько этапов.
Способов дифференциаций существует множество. Разделять на группы можно и учащихся, и учебный материал, и конкретные задания.
Группы детей формируют по:
Задания можно дифференцировать по:
- уровню творчества,
- уровню сложности,
- объёму учебного материала,
- степени самостоятельности учащихся,
- форме учебных действий.
Стоит дифференцировать и домашнее задание:
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться учителем или выбираться учеником. Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока.
Вывод: дифференцированный подход в обучении имеет огромное влияние на развитие познавательной активности учащихся.
© 2018, Терехина Наталия Борисовна 503