СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Правильно организованное обучение ведет за собой развитие»
Л.С.Выготский
Сегодня в условиях реформирования системы образования чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого способствовали бы решению сложных задач, стоящих перед обществом.
В данных условиях становится очевидной проблема непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, которое должно проводиться не только в учреждениях повышения квалификации в рамках курсов и стажировок, но и непосредственно в учреждениях образования.
Помочь педагогу развивать новое педагогическое мышление, повышать свою педагогическую компетентность и мастерство в условиях учреждения призвана методическая служба.
Рассматривая методическую деятельность в качестве одного из видов неформального повышения квалификации педагогических кадров в учреждении, особую актуальность приобретает разработка новых подходов к ее планированию.
На наш взгляд, наиболее эффективным является повышение профессиональной компетентности педагогов с позиций дифференцированного подхода.
Необходимо отметить, что дифференцированный подход глубоко разработан применительно к обучению и воспитанию детей, но недостаточно представлен в теории и практике образования взрослых.
По мнению ведущих ученых и педагогов - практиков, реализация данного подхода предусматривает:
- изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных образовательных запросов педагогов;
- определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и в других формах методической работы.
При планировании повышения квалификации с позиции дифференцированного подхода также необходимо:
- учитывать опыт, уровень подготовленности педагога,
- способствовать сохранению традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрению новых.
Руководствуясь перечисленными подходами к планированию системы неформального повышения квалификации, а также опираясь на многолетний практический опыт работы методической службы в нашем учреждении, можно выделить следующие этапы:
Результаты диагностики педагогического мастерства, характерных затруднений, испытываемых педагогами в осуществлении профессиональной деятельности, позволяют нам планировать методическую работу с учетом условной дифференциации педагогов на группы, отличающиеся по уровню профессиональной компетентности.
Первая группа педагогов: обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария (профессионалы высокого уровня). Один из доминирующих алгоритмов практической деятельности педагогов этой группы можно выразить так: новая идея – ее методическая разработка – открытое занятие – анализ – творческое развитие идеи (печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы, разработки занятий). Эти педагоги могут являться руководителями методических объединений. С ними мы выстраиваем работу по планированию, выбору форм работы с педагогами, корректировке содержания заседаний.
Вторая группа педагогов: группа совершенствования педагогического мастерства. Работа с данной группой педагогов планируется на изучении и диагностике затруднений. В соответствии с этим и доминирующий алгоритм работы другой: анализ затруднений – вычленение и постановка проблемы – самообразование – тренировочные практические занятия (без детей; например, моделирование, рефлексивно - ролевая игра и т.п.) - педагогическая деятельность – создание собственного опыта – анализ – определение перспектив развития опыта – доведение его до навыка.
Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам, отчетные занятия внутри МО, учреждения, они привлекаются к работе на семинарах, конференциях и т.д.
Третья группа педагогов: группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые специалисты и начинающие педагоги. Как правило, они обладают минимальным опытом решения конкретных педагогических задач, полученным в процессе педагогической практики. Для помощи молодым педагогам разработана и реализуется программа «ШКОЛА начинающего педагога». К ним прикреплены в качестве наставников педагоги - профессионалы.
Планирование методической работы осуществляется с обязательным учетом предпочтений и запросов педагогов, предоставлением им возможности выбора собственного маршрута профессионального развития. Формы взаимодействия при этом также могут быть разнообразными: коллективное сотрудничество в составе творческих групп, онлайн - семинары, конференции, фестивали, ярмарки и и т.д.
Примером эффективности работы методической службы по внедрению дифференцированного подхода к планированию НПК могут являться некоторые результаты деятельности учреждения за прошедший учебный год.
Наше учреждение было создано в июне 2015 года в результате реорганизации МБОУДО «СЮН №2» в форме присоединения к нему МБУДО «ГСЮН» в целях оптимизации деятельности муниципальных образовательных учреждений. Логика реорганизации заключалась в объединении инициативы, молодости, творчества с одной стороны, - богатого опыта педагогической работы и высокого уровня развития методической службы, с другой.
Изучение кадрового состава с позиций уровня профессионального мастерства педагогов, их потребностей в повышении профессионального роста явились основой для грамотного планирования и выстраивания методической работы, что позволило нашему коллективу добиться значительных успехов в прошедшем учебном году.
Назову лишь наиболее значимые из них:
Два педагога СЮН в областном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию заняли 1 место в номинации «Информационно-методическое обеспечение и развитие системы дополнительного образования детей» с программой «Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся на ступени основного общего образования»;
Один педагог занял 3 место в номинации «Методическое обеспечение организационно-массовой работы» за Сборник сценариев мероприятий о природоохранной деятельности в Кузбассе «Мир заповедной природы Кузбасса».
Созданные творческими группами педагогов программы:
1. «Патриотическое воспитание учащихся в условиях непрерывного экологического образования» сроком реализации на 5 лет (с 2016 по 2020 годы). (Серебро)
2. «Формирование культуры здорового образа жизни учащихся в условиях непрерывного экологического образования» сроком действия с 2015 по 2018 годы. (Золото)
в рамках XVIII Кузбасской специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера» удостоены Золотой и Серебряной медалей.
Выполняя одну из основных задач НПК, педагоги станции юных натуралистов активно делятся своим опытом с коллегами на региональном, Всероссийском и Международном уровнях.
В 2015-2016 учебном году 21 педагогический работник опубликовал 65 методических материалов на различных образовательных сайтах и СМИ:
международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет»;
международном образовательном портале MAAM.ru;
всероссийском дистанционном образовательном портале «Продленка», педагогическом сообществе–PEDSOVET.SU;
электронном периодическом издании «Педагогическая газета»;
соцальной сети работников образования - nsportal.ru.
Результатом эффективной работы методической службы по НПК является также успешное прохождение процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров.
Вывод: Таким образом, дифференцированный подход при планировании неформального повышения квалификации выполняет две важные задачи : создает, во –первых, прочную основу для профессионального роста педагогов и, во-вторых, основу для повышения качества воспитательно – образовательного процесса учреждения в целом.
Организация научно-методической работы в образовательном учреждении, на мой взгляд, может определяться фразой: «лучших результатов добивается не обязательно тот, у кого самая умная голова, а скорее тот, кто лучше всех умеет координировать работу своих умных и талантливых коллег» (Д.Джонс).
© 2018, Юнышева Ольга Анатольевна 248