СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход как одно из условий планирования неформального повышения квалификации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно организованное обучение ведет за собой развитие»

Л.С.Выготский

Сегодня в условиях реформирования системы образования чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого способствовали бы решению сложных задач, стоящих перед обществом.

В данных условиях становится очевидной проблема непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, которое должно проводиться не только в учреждениях повышения квалификации в рамках курсов и стажировок, но и непосредственно в учреждениях образования.

Помочь педагогу развивать новое педагогическое мышление, повышать свою педагогическую компетентность и мастерство в условиях учреждения призвана методическая служба.

Рассматривая методическую деятельность в качестве одного из видов неформального повышения квалификации педагогических кадров в учреждении, особую актуальность приобретает разработка новых подходов к ее планированию.

На наш взгляд, наиболее эффективным является повышение профессиональной компетентности педагогов с позиций дифференцированного подхода.

Необходимо отметить, что дифференцированный подход глубоко разработан применительно к обучению и воспитанию детей, но недостаточно представлен в теории и практике образования взрослых.

По мнению ведущих ученых и педагогов - практиков, реализация данного подхода предусматривает:

- изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных образовательных запросов педагогов;

- определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;

- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, курсах и в других формах методической работы.

При планировании повышения квалификации с позиции дифференцированного подхода также необходимо:

- учитывать опыт, уровень подготовленности педагога,

- способствовать сохранению традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрению новых.

Руководствуясь перечисленными подходами к планированию системы неформального повышения квалификации, а также опираясь на многолетний практический опыт работы методической службы в нашем учреждении, можно выделить следующие этапы:

  • анализ профессиональных затруднений и потребностей в повышении квалификации;
  • планирование целей (задач), содержания того материала, которым педагоги должны овладеть;
  • выбор и определение форм и видов деятельности, с помощью которых педагоги будут осваивать выявленное ранее содержание того нового, чем они не владеют;
  • организация работы по включению педагогов в определенные им индивидуальные и групповые формы работы.
  • качественный анализ текущих и конечных результатов деятельности и дальнейшее определение перспектив работы над профессиональным ростом педагогов.

Результаты диагностики педагогического мастерства, характерных затруднений, испытываемых педагогами в осуществлении профессиональной деятельности, позволяют нам планировать методическую работу с учетом условной дифференциации педагогов на группы, отличающиеся по уровню профессиональной компетентности.

Первая группа педагогов: обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария (профессионалы высокого уровня). Один из доминирующих алгоритмов практической деятельности педагогов этой группы можно выразить так: новая идея – ее методическая разработка – открытое занятие – анализ – творческое развитие идеи (печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы, разработки занятий). Эти педагоги могут являться руководителями методических объединений. С ними мы выстраиваем работу по планированию, выбору форм работы с педагогами, корректировке содержания заседаний.

Вторая группа педагогов: группа совершенствования педагогического мастерства. Работа с данной группой педагогов планируется на изучении и диагностике затруднений. В соответствии с этим и доминирующий алгоритм работы другой: анализ затруднений – вычленение и постановка проблемы – самообразование – тренировочные практические занятия (без детей; например, моделирование, рефлексивно - ролевая игра и т.п.) - педагогическая деятельность – создание собственного опыта – анализ – определение перспектив развития опыта – доведение его до навыка.

Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам, отчетные занятия внутри МО, учреждения, они привлекаются к работе на семинарах, конференциях и т.д.

Третья группа педагогов: группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые специалисты и начинающие педагоги. Как правило, они обладают минимальным опытом решения конкретных педагогических задач, полученным в процессе педагогической практики. Для помощи молодым педагогам разработана и реализуется программа «ШКОЛА начинающего педагога». К ним прикреплены в качестве наставников педагоги - профессионалы.

Планирование методической работы осуществляется с обязательным учетом предпочтений и запросов педагогов, предоставлением им возможности выбора собственного маршрута профессионального развития. Формы взаимодействия при этом также могут быть разнообразными: коллективное сотрудничество в составе творческих групп, онлайн - семинары, конференции, фестивали, ярмарки и и т.д.

Примером эффективности работы методической службы по внедрению дифференцированного подхода к планированию НПК могут являться некоторые результаты деятельности учреждения за прошедший учебный год.

Наше учреждение было создано в июне 2015 года в результате реорганизации МБОУДО «СЮН №2» в форме присоединения к нему МБУДО «ГСЮН» в целях оптимизации деятельности муниципальных образовательных учреждений. Логика реорганизации заключалась в объединении инициативы, молодости, творчества с одной стороны, - богатого опыта педагогической работы и высокого уровня развития методической службы, с другой.

Изучение кадрового состава с позиций уровня профессионального мастерства педагогов, их потребностей в повышении профессионального роста явились основой для грамотного планирования и выстраивания методической работы, что позволило нашему коллективу добиться значительных успехов в прошедшем учебном году.

Назову лишь наиболее значимые из них:

Два педагога СЮН в областном конкурсе методических материалов по эколого-биологическому образованию заняли 1 место в номинации «Информационно-методическое обеспечение и развитие системы дополнительного образования детей» с программой «Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся на ступени основного общего образования»;

Один педагог занял 3 место в номинации «Методическое обеспечение организационно-массовой работы» за Сборник сценариев мероприятий о природоохранной деятельности в Кузбассе «Мир заповедной природы Кузбасса».

Созданные творческими группами педагогов программы:

1. «Патриотическое воспитание учащихся в условиях непрерывного экологического образования» сроком реализации на 5 лет (с 2016 по 2020 годы). (Серебро)

2. «Формирование культуры здорового образа жизни учащихся в условиях непрерывного экологического образования» сроком действия с 2015 по 2018 годы. (Золото)

в рамках XVIII Кузбасской специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера» удостоены Золотой и Серебряной медалей.

Выполняя одну из основных задач НПК, педагоги станции юных натуралистов активно делятся своим опытом с коллегами на региональном, Всероссийском и Международном уровнях.

В 2015-2016 учебном году 21 педагогический работник опубликовал 65 методических материалов на различных образовательных сайтах и СМИ:

международном образовательном сайте «Учебно-методический кабинет»;

международном образовательном портале MAAM.ru;

всероссийском дистанционном образовательном портале «Продленка», педагогическом сообществе–PEDSOVET.SU;

электронном периодическом издании «Педагогическая газета»;

соцальной сети работников образования - nsportal.ru.

Результатом эффективной работы методической службы по НПК является также успешное прохождение процедуры аттестации педагогических и руководящих кадров.

Вывод: Таким образом, дифференцированный подход при планировании неформального повышения квалификации выполняет две важные задачи : создает, во –первых, прочную основу для профессионального роста педагогов и, во-вторых, основу для повышения качества воспитательно – образовательного процесса учреждения в целом.

Организация научно-методической работы в образовательном учреждении, на мой взгляд, может определяться фразой: «лучших результатов добивается не обязательно тот, у кого самая умная голова, а скорее тот, кто лучше всех умеет координировать работу своих умных и талантливых коллег» (Д.Джонс).

16.11.2018 11:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП