СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Огромный образовательный ресурс, который несет в себе раннее и дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части. Осторожное и вдумчивое использование новых подходов и гипотез, опирающееся на целостную научную картину детства, открывает пути более полной реализации потенций ребенка. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сенситивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации, которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее продвижение детей. По заключению известного психолога, основателя педагогической психологии, Л. С. Выготского, ребенок раннего возраста учится по своей программе (спонтанно, ребенок школьного возраста учится по программе учителя, а дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой. Это представляет одну из труднейших задач педагога, работающего с детьми дошкольного возраста – осуществление дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников.
В основу технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников положена следующая деятельность воспитателя:
- изучение внутренних условий (особенностей) развития ребенка,
- развивающее (коррекционно-развивающее) взаимодействие с ребенком с учетом его особенностей.
Внутренние условия (особенности) дошкольников:
1. Физическое состояние и здоровье.
• нельзя заставлять ребёнка выполнять какие-либо задания через силу
• нельзя сравнивать физические возможности разных детей
• если поведение ребёнка педагогу непонятно, надо, в первую очередь, обратить внимание на состояние его здоровья
Изучение медицинской карты ребенка, беседы с родителями.
С целью развития физических качеств и укрепления физического и психологического здоровья дошкольников используются здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения и т. д.) и авторская программа «Антистресс»
2. Интеллектуально-познавательные особенности.
• нельзя требовать от ребёнка-дошкольника конкретных знаний
• необходимо систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)
• очень эффективно происходит развитие познавательной сферы через наглядное моделирование (построение и использование пространственных моделей)
• необходимо формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук
В дошкольном учреждении организуется дифференциация группы дошкольников с учётом уровня развития интеллектуально-познавательных способностей:
1. Формирование подгрупп детей для организации непосредственно образовательной деятельности. (В течение учебного года и последующих лет пребывания детей в группе данная дифференциация может быть неоднократно пересмотрена.)
2. Индивидуальная дозировка задания по объёму и уровню сложности.
3. Индивидуальный подход в осуществлении помощи ребёнку в выполнении задания: полностью совместная деятельность, корректировка действием, словесная корректировка, показ образца, направляющие вопросы, похвала и моральная поддержка.
Условия реализации технологии
• способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление детей
• негативные эмоции не могут быть под запретом, необходимо научить ребёнка социально приемлемым способам выражения злости, гнева, обиды
• нельзя на агрессию ребёнка отвечать агрессией, следует соблюдать спокойное отношение в случае незначительной агрессии
• следует акцентировать внимание на поступках (поведении) ребёнка, а не на личности
3. Особенности эмоциональной сферы, характера ребенка.
Условия реализации технологии
Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:
1. Правильная организация режима дня.
2. Активизация двигательной деятельности (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки, спортивные мероприятия, прогулки).
3. Разнообразные игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные, режиссёрские, театрализованные).
4. Знакомство с искусством и организация самостоятельного творчества детей.
5. Чтение и обсуждение сказок.
6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).
7. Организация взаимодействия в группе сверстников.
8. Использование наглядности при организации образовательно-воспитательной деятельности с детьми.
С целью коррекции и развития эмоциональной сферы воспитанников используются игровые педагогические тренинги «Я учусь понимать себя и других»
4. Особенности восприятия окружающей действительности.
Все дети разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребёнок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо всё потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, предметы.
• обучение эффективно тогда, когда ведётся с опорой на ведущую модальность восприятия ребёнка
Условия реализации технологии
Педагог во время организации образовательной деятельности (НОД) подаёт информацию последовательно с учётом каждого вида модальности, соблюдая«Принцип трёх П» (авторский термин):
• педагог должен важную информацию Проговорить, Показать, Предложить подействовать (нарисовать, построить и перестроить, раскрасить, найти и показать, соединить линией и т. д.);
ребёнок имеет возможность важную информацию Прослушать, Посмотреть, Подействовать
5. Гендерные различия.
• в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании, поэтому произвольное внимание мальчиков необходимо развивать
• в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек, а для мальчиков необходима дополнительная мотивация
• мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии, в связи с этим следует учить мальчиков социально приемлемым способам выражения обиды, недовольства, нельзя мальчиков ругать в присутствии девочек
• самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек, поэтому положительную самооценку девочек необходимо регулярно поддерживать
Наблюдения показывают, что зачастую обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребёнка с определённой социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным.
Мальчики Девочки
1. Обращение: «мальчики» (когда это уместно). 1. Обращение: «девочки» (когда это уместно).
2. Похвала: «Молодец!», «Настоящий мужчина, рыцарь!» 2. Похвала: «Умница!»,«Принцесса!», «Хозяюшка!»
3. Результативная оценка работы. 3. Эмоциональная оценка работы.
4. Стимулы на основе зрительного восприятия. 4. Стимулы на основе слухового восприятия.
5. Предоставление возможности для проявления силы, ловкости. 5. Предоставление возможности для проявления заботы, доброты.
6. Увеличение времени на обдумывание ответа на вопрос.
7. Раздельные тематические уголки для мальчиков и девочек (в старших воз-растных группах, ведение кружковой работы: для девочек (рукоделие, для мальчиков(технический кружок, футбольная секция).
6. Задатки, способности.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Для успешной реализации задач технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников необходимы следующие важные условия:
1. Приоритет демократического стиля общения между всеми участниками педагогического процесса.
2. Приоритет личностно-ориентированной модели обучения и воспитания дошкольников в ДОУ.
3. Приоритет развития индивидуальных качеств личности ребенка в различных видах деятельности.
4. Приоритет семейного воспитания для каждого ребенка.
5. Приоритет оптимистического, толерантного настроя в коллективе педагогов-профессионалов.
© 2020, Крылова Инга Михайловна 2389