СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Общество постоянно пытается повернуться лицом к человеку, но все методы обучения и воспитания строятся в расчете на среднего абстрактного ученика. Способным учащимся скучно в классах, занимающихся по среднему уровню трудности, их потенциальные возможности не реализуются. Слабые же ученики, все равно не могут идти в ногу со средними, им это не подсилу, в результате неизбежно отстают. И учителя стремясь к развитию каждого ученика, применяют различные методы и подходы в обучении, в том числе и дифференцированный подход. Необходимость дифференцированного подхода к обучению не вызывает сомнения.
Дифференциация (от латинского слова differentiation - разность, различие, разделение целого на ступени) преподавания физики развиваются по двум направлениям:
Путем создания спецшкол, профильных классов, факультативных занятий.
Введением специальных элементов методики в обычное преподавание, где учатся дети не прошедшие отбора по своим склонностям и способностям.
Существуют множество точек зрения по этому вопросу и множество методик дифференцированного обучения, почти каждый учитель имеет свои наработки.
Даже в профильных классах возникает необходимость применять этот метод, так как иногда ученики попадают в классы не из-за способностей, а из-за требований родителей, идет вместе с другом за компанию и т.д.
Дифференциация на зачетных занятиях. На зачеты даются вопросы разного уровня - на «3», на «4», на «5», и ученик выбирает вопросы своего уровня. Контрольные работы даются тоже разного уровня (очень удобны сборники задач Л.А.Кирик «Самостоятельные и контрольные работы»)
Дифференциация на семинарских занятиях базируется на материалах предыдущего урока – вводной лекции – и посвящается отработке знаний. Дифференциация достигается выдачей двух заданий разной степени сложности – программ А и Б.
Например: материал к семинарскому занятию «Модель атома Резерфорда – Бора. Трудности теории бора.»
Программа А
|
Программа Б
|
Задания
Программа А 1.Почему электроны не могут изменять траекторию альфа – частиц? 2.На основании каких опытных данных резерфорд сделал вывод о наличии ядра в атоме? 3.Что представляет собой модель атома по резерфорду – Бору? |
Программа Б 1.Расскажите о планетарной модели атома? 2.Назовите противоречия этой модели? 3.Расскажите о построении атома по Резерфорду – Бору. |
Выполнение программы А направлено на полное овладение фактическим материалом и приемами учебной работы, оно поднимает ученика на уровень осознанного, творческого применения знаний. Оценка за овладение этой программой- «отлично». Выполняя программу Б, ученик учится воспроизводить пройденный материал и репродуктивно его использовать. С заданиями этой программы должен уметь справляться каждый. Оценка знаний «удовлетворительно».
Семинар организую так: Ученики знакомятся и выбирают программы. Затем читают учебник и записи в тетрадях, советуются друг с другом, консультируются у учителя. В конце урока за 15 мин отводится на контролирующий этап – самостоятельное выполнение каждым учащимся особого задания. (некоторые делают в письменной форме, часть устно, часть на компьютере.)
Дифференцированное обучение на уроке в группах. Класс делится на группы в одной равные по знаниям, в другой разных уровнях. Во всех есть консультанты. Такое деление учеников удобно на уроках решения задач и при закреплении материала. Например урок решения задач: 1 – ю решаю сама, далее показываю ход рассуждений в более сложной, адресуя рассказ группам, успевающих на «4» и «5» После это все приступают к самостоятельной работе. Даю списки задач, отдельные для каждой групп, и ученики решают сами, пользуясь показанным алгоритмом. Каждая группа решает задачи соответствующие её возможностям. Консультанты помогают. В смешанных группах деятельность консультантов сказывается сильнее: они помогают успевающим на «3», фактически обучая. В этой системе сочетается индивидуальный подход, взаимопомощь и взаимообучение учащихся.
Составление индивидуализированных заданий (карточки с задачами, портретами, практическими работами и т.д.), соответствующих особенностям конкретного ученика – тоже считается методом дифференцированного обучения. Индивидуальные (групповые) задания средство вовлечения в учебную работу учащихся. Известен тот факт, что только работа, которую ученик выполнил без чрезмерного напряжения и смог закончить успешно, является стимулом к дальнейшей познавательной деятельности и развития интереса к предмету и учебе. Поэтому, предлагая учебные задания ученикам, приходится видеть не «однородную массу» детей, а конкретные личности с их особенностями, склонностями. Значит, прежде чем дать задание, нужно приспособить его к личности определенного ученика. Для того чтобы лучше направлять развития ученика и разнообразить его работу, характер его индивидуальных заданий фиксируют в специальной тетради.
задания |
Тема программы |
||||
Характер |
Вид деятельности |
Формула |
Тема |
дата |
|
Теоретический |
Подготовка сообщений, составление аннотаций, |
||||
Практический |
Постановка опыта,. |
||||
Смешанный |
Изготовление прибора и рассказ о нем,… |
Выбор приемов, посредством каких проводится дифференциация, зависит от типа урока.
Урок «изучение нового материала»: групповые приемы
Урок «Решение задач»: «вихрь задач», «охота за пятерками», разноуровненвые контрольные.
Урок «закрепление материала»: различные уроки-игры.
Если обобщить все сказанное выше, то получится схема. Она может служить направляющей при разработке методик дифференцированного обучения.
© 2015, Байжанова Айгуль Данияровна 1946