СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диктанты с заданиями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лишь слову жизнь дана.

И.Бунин

В Библии сказано: «В начале было Слово.». Почему слово? Где бы я ни проводила отпуск, всегда старалась побывать в храмах, монастырях. Новый Афон, гора Святого Давида в Тбилиси, Нижний Тагил, Чердынь, Херсон, Прибалтика. Что влекло меня туда? Может быть, тогда уже пыталась понять, что стоит за этой фразой, какое оно, Слово, что несли служители веры людям. Было непривычно и трудно. Позже, рассказывая о жизни русских писателей, говорила о смятении духа, их мучительных поисках цели и смысла жизни. Так постепенно я приходила к пониманию того, что стоит за всем этим. Боль души, обостренная совесть, вера, доброта, служение Богу, поиски смысла бытия, помощь страждущим и заблудшим. Эта вера в Слово заставляет людей плакать, мучиться, страдать, любить, жалеть, становиться лучше. Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с помощью слова, литературы, творчества души своих учеников, сделать ребят лучше, чище. Нынешние программы, свобода, которую предоставили нам, словесникам, как нельзя лучше способствуют этому. Это и «возвращенные» писатели, это и уроки-исследования, это и стремление много думать самому и учить размышлять других, да и вообще на многие вещи смотреть по-иному. Сегодня я делаю попытку рассказать о своих наработках – уроках, внеклассных занятиях, которые, как мне кажется, помогают привить вкус к слову.

НИТЬ ДОВЕРИЯ

Помню, в 5-м «Д» классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных предложениях. А накануне, когда дома обдумывала урок, мелькнула мысль объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. Сейчас бы сказали: интегрированный урок. И получилось! Дети к тому же написали мини-сочинения. Саша писал о белой березе: «Мне нравится береза зимой. Она красивая, белая и тихая. Зимой ее ветки голые, беззащитные. А еще зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Тогда всем ребятам весело. А вот птицам голодно. И люди ставят кормушки, чтобы подкармливать пернатых». Настя назвала свою работу «Елочка нарядная»: «Мое любимое дерево – ель. Зимой на ель падает много снежинок, и она становится серебряной. Под Новый год мой дед берет разрешение на выдачу двух елей. И когда он приходит в лес, то видит, что пушистые колючие ветви покрыты драгоценной парчой. А утром она переливается, как множество драгоценных камней. Вечером ель меняет наряд и становится еще красивее прежнего». А это Лена: «Наступила осень. В сентябре еще была погода солнечная, а в ноябре выпал снег. Мой двор опустел, как будто уснул. Не слышны детские голоса. Стоит тишина. А во время каникул двор ожил. Я верю, что так будет всегда». Вот другие названия этюдов – «Как живая», «Хорошо в сквере», «Красавчик», «Дерево», «У бабушки», «И котенку нравится», «Дождались», «Горка», «Снегири прилетели». Сочинения еще слабые, но привлекают своей искренностью и внутренним желанием увидеть красоту, помочь ей, и кое-где уже намечается публицистический заряд: дети не просто описывают, а хотят как-то изменить мир. На другой день предложила: – Давайте поместим свои работы в стенгазету «Родная школа»? – Конечно! Ура! – А все сочинения? – робко поинтересовался Саша, очень слабый ученик. – Да! Вскоре на стенде красовалась газета с тематической подборкой «Здравствуй, Зимушка-зима!». Мы опубликовали все до единого рассказы, чтобы ребята поверили в себя, узнали, что каждый труд души интересен, чтобы и в будущем их сердца откликались на все, что происходит вокруг. Потом это у меня вошло в практику. Ученики тех классов, где я работала, «сотрудничали» с «Родной школой». С их помощью подготовлены выпуски, посвященные А.Пушкину, С.Есенину, одному дню из жизни школы, ее шестидесятилетию. Важно уважать мнение детей, считаться с ним, каким бы оно ни было. Вот почему я всегда спрашиваю разрешения у детей поместить их работу в газету или прочитать ее перед классом.

УРОКИ РАДОСТИ

Вспоминаем плывущие облака. На что они похожи? Если лечь на траву и смотреть в высь, можно представить себе, что по небу плывут замок, пароход, сказочная птица, слон. Дети быстро включаются в игру. И вот уже на бумаге рождаются первые строки. Игорек, к примеру, пишет: «Однажды я посмотрел на небо и увидел много тучек, которые напоминали шумную дорогу. Машины по ней сновали туда-сюда. Но вот облака рассеялись, и все стало по-прежнему». У Настеньки же настоящая сказка получилась: «Плыла по небу веселая тучка. А навстречу ей попался невеселый львенок. – Почему ты такой грустный? – спросила тучка. – Мне не с кем играть, – ответил тот. – А давай со мной играть, – предложила тучка. – Давай, – охотно согласился маленький львенок. – А во что? – В догонялки. И тучка со львенком стали резвиться, гоняясь друг за другом». Стасик сочинил стихотворение:

На что похожа тучка? На снег и облака, На корку апельсина, На реки и моря.

Напридумывали ребята и немало загадок. «Мягкая, а не вата, пушистая, а не пух», «То резвится, то стоит, то плачет, то смеется». Я вижу, как завороженно трудятся мои пятиклассники. Одни улыбаются чему-то, другие, наоборот, задумчивы, третьи, не отрываясь от тетради, сосредоточенно пишут. В классе тихо. Я и сама боюсь нарушить эту тишину. Хожу между рядами парт чуть ли не на цыпочках и с нетерпением жду, что получится у моих подопечных. Мы еще раньше договорились, что свои сказки, стихи, загадки ребята сами проиллюстрируют. В их тетрадях – разнообразие красок. Вот тучка – букет гвоздик, а это тучка-мяч, тучка-слоненок, тучка-башня. Я видела, с каким упоением дети рисовали, сочиняли, мечтали на уроках. Но пяти–десяти минут было недостаточно для того, чтобы расслабиться, дать волю воображению. Тогда-то возникла идея расширить поле творческой деятельности ученика, чтобы выявить его индивидуальность, развить способности, любознательность. Так каждую вторую субботу вместо литературы в 5-м «А» классе я стала проводить уроки творчества. Не перестаю удивляться мудрости моих ребят. Какие умные, необычайно интересные ответы находят они на все «почему?». Что такое дневник? Дом, где живут оценки. В пенале живут друзья. А это про двойки: «Надоели эти двойки, надоели без конца. И у этих двоек, двоек нет начала и конца». Я и не ожидала, что меня так поддержат дети. Уроки они ждут с нетерпением. А тетради для творческих работ чуть ли не образцовые – обложки в рисунках, записи аккуратные, никогда не теряются. И с учебой по моему предмету год закончили все 27 человек успешно. Оживились глаза Саши, Димы, до того равнодушные, безучастные. Активнее стали Игорь, Надя. Человек семь итоговую оценку получили на балл выше. Ребята становятся любознательнее, добрее. Многие свои сочинялки мы оформляли на альбомных листах, и ребята передавали их своей первой учительнице Любови Николаевне, чтобы она «испробовала их на своих первоклашках».

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В СЕБЯ

Я люблю ребятам подбрасывать незатертые темы сочинений. Скажем, в том же 10-м «Б» они проводили интервью с самим собой, отвечали на знаменитую анкету Достоевского, в которой вопросы были непросты – о любимом изречении, о том, что цените в людях, о недостатках, которые склонны прощать, о главной черте характера, о круге общения, о том, что хотели бы изменить в себе и какой задать вопрос самому себе. Ответы ребят были самые разнообразные, но одно объединяло эти работы – попытка заглянуть внутрь себя, разобраться в себе, изменить свой характер, понять истинную красоту человека, человеческой жизни, сформировать свою позицию. А учебный год из 25 человек восемнадцать закончили на 4 и 5, у остальных – одна либо две тройки. Нередко я даю подобные темы в контексте изучаемых произведений. Так, после изучения «Капитанской дочки» предложила восьмиклассникам ответить на вопросы: «Какой смысл мы вкладываем сегодня в старинную пословицу “Береги честь смолоду”?», «Как эпиграф повести относится к каждому из ее главных героев?», «Авторская позиция в повести». А темы сочинений по поэме «Мцыри» формулирую так: «Свобода или сытая неволя?», «Красота человека, готового умереть за свободу». У десятиклассников наметилась дружба (а может быть, любовь) нескольких мальчиков и девочек. После изучения творчества Ф.Тютчева, Н.Некрасова попросила поразмышлять о любви, о красоте, о чистоте, чтобы увидеть отношение ребят к этому чувству, помочь им правильно разобраться в своем. Вот так пришла к своему кругу тем с учетом возрастных особенностей детей: у пяти-, шестиклассников это проблемы взаимоотношения с окружающим миром, у семиклассников и постарше – вопросы дружбы, товарищества, искусства, а у старшеклассников – добра и зла, совести, любви, поиски собственной позиции, своего места в жизни, собственного «я». С чего я начинала, с каких жанров? Вообще-то я сама люблю лирические миниатюры, мини-сочинения. Их трудно писать, но зато интересно. Вот с них мы и начинаем в пятых классах. В процессе работы у ребят растет мастерство, глубже, красочнее, сочнее становятся язык, образ. Зачастую ребята и в старших классах пользовались этим жанром, включая яркие зарисовки в рассуждения, эссе, дневниковые записи, путевые заметки, репортажи.

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК

Сочинение сказок в моих классах – это счастливые минуты. В сказочных историях простора для фантазии куда больше, нежели в каких бы то ни было других. Каких только историй не узнаешь из ребячьих тетрадок-придумок. И как ручка спасла дневник, в котором было полным-полно двоек, и про то, откуда появился портфель, и про несчастного лентяя, и про мальчика, который плохо произносил звуки. Это пятиклассники. Это их мир, мир доверия, любви, счастья, волшебства. А вот сказка семиклассницы Оли «Недоверчивый Булкин»: «Жил-был товарищ Булкин. Решил как-то Булкин закон Ома проверить. Очень недоверчивый был он. Сколько товарищи ни предупреждали его, он не верил. Что это за закон такой выискался? Интересно посмотреть. Приехал он домой и недолго думая сунул в розетку ножницы. – Смотрите-ка, дернуло, – удивился, вставая с пола. – А что если гвоздиком? Сунул гвоздик. – Опять дало, – отметил, когда очнулся. – А ну как скрепочкой? Сунул скрепочку. – Даже странно, – затревожился, перевязывая руку. – А если просто пальчиком? Сунул просто пальчик. “Неужели правда? – затосковал после ампутации. – Ну не может же такого быть!” – и совсем уж было пригорюнился, как вдруг его осенило: “А если рубликом?” И сунул он в розетку рубль. Скрутил в трубочку и сунул. И ничего не произошло! – То-то, – удовлетворенно сказал тогда Булкин, – а то заладили: закон, понимаешь, закон. Знаем мы эти законы.». Как видим, сказки детей постарше уже не так солнечны, беззаботны, потому что дети накопили определенный жизненный и литературный опыт, учатся оперировать фактами, имеют выдумку, фантазию соотносят с реалиями жизни. И круг тем сказок в этих классах мы, естественно, расширяем, беря их из классных и школьных событий. В старших классах за сказку берутся не многие. И все же таких смельчаков у меня становится все больше. Вот один из них – десятиклассник Андрей. Свое сочинение он назвал

28.01.2017 01:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП