Рю́риковичи — княжеский, великокняжеский, позднее также царский (в Москве) и королевский (в Галицко-Волынской земле) род потомков Рюрика — первого летописного князя древней Руси, раздробившийся с течением времени на множество ветвей. Большинство правителей Киевской Руси (Древнерусского государства) и образовавшихся после её распада русских княжеств были Рюриковичами.
В русско-византийском договоре 944 года упоминаются племянники князя Игоря — некие Игорь и Акун, происходившие от дочери и сына Рюрика соответственно; но фактическое разветвление рода Рюриковичей начинается после смерти Владимира и особенно Ярослава Мудрого. Оно было связано с процессами нарастания феодальной раздробленности и формирования местных династий. До того род сохранял единство, достигавшееся достаточно жестокой ценой. Хотя практика выделения уделов младшим сыновьям князя появилась уже в Х веке, но до тех пор, пока в Киевской Руси не набрали силу центробежные тенденции, смерть киевского князя влекла за собой смертельную схватку между братьями за киевский стол, в которой сильнейший уничтожал конкурентов. Так, после смерти Святослава Игоревича (это был первый раздел русских земель между сыновьями князя) Ярополкуничтожил княжившего в Древлянской земле Олега, но сам был уничтожен княжившим в Новгороде Владимиром Святославичем. После смерти последнего, в свою очередь, Святополк Окаянный уничтожил другого претендента на киевский престол —Бориса, муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава, однако сам был уничтожен Ярославом Мудрым. После победы Ярослава над Святополком из потомков Владимира, кроме самого Ярослава, остались: полоцкий князь Брячислав Изяславич, псковский князь Судислав Владимирович и тмутараканский князьМстислав Владимирович Храбрый. Последний в 1024 г. выступил против Ярослава и разбил его, но удовлетворился левобережьем Днепра с Черниговом и Переяславлем. Скорая смерть Мстислава без наследника (1036) на некоторое время восстановила единство Русской земли, причём Ярослав ликвидировал и Псковское княжество, заключив в тюрьму («поруб») своего брата Судислава. На Полоцк он, однако, не посягал, и там продолжали править потомки Изяслава Владимировича.
Ситуация коренным образом изменилась со смертью Ярослава Мудрого, когда и начался распад Киевской Руси на уделы во главе со своими династиями. Ярослав умер в 1054 году, оставив нескольких сыновей. При этом львиная доля его наследства была разделена между тремя старшими сыновьями, образовавшими так называемый триумвират Ярославичей. Из них Изяслав Ярославич получил Киев, Новгород и земли к западу от Днепра с титулом великого князя, Святослав Ярославич — Чернигов (с Муромом), а Всеволод Ярославич — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю. Черниговская и Муромо-Рязанская земля оставались за потомками Святослава, а Суздальская — за потомками Всеволода на протяжении последующих столетий. Впоследствии потомки Всеволода и его сына Владимира Мономаха также существенно расширили свои владения за счёт Волыни, Смоленска и Галича. Потомки Изяслава с трудом смогли закрепиться лишь на Турово-Пинской земле.
Закреплению династий в определённых землях поначалу мешал лествичный порядок, при котором, по смерти великого князя, киевский стол занимал его ближайший по старшинству родственник (а не сын), второй по старшинству родственник, в свою очередь, занимал опустевший стол первого, и так все князья перемещались по старшинству на более престижные столы. (Этот порядок не затрагивал Полоцкое княжество, в котором ещё при жизни Владимира Святославича восстановилась отдельная династическая линия, при отсутствии возражений с его стороны). Лествичный порядок имел такую особенность, как институт изгойства, когда потомки не занимавшего престол князя лишались права занимать этот престол. Между тем младшие дядья порой оказывались моложе старших племянников возрастом и зачастую переживали их. Поэтому выделялись из рода Рюриковичей, прежде всего, старшие линии, оседавшие в уделах, а наибольшее влияние на государственные дела приобретали младшие линии. Этот порядок был отменён только на Любечском съезде князей1097 года, постановившем: каждый да держит отчину свою. В результате отдельные земли закрепились за определёнными династиями, или, как иногда выражаются, «ветвями» (при этом для великокняжеского стола, а также внутри удельных княжеств лествичный порядок сохранялся). С того же времени между Рюриковичами стали заключаться династические браки (ранее наиболее значительные князья предпочитали искать невест за рубежом). После смерти Владимира Мономаха (1125) и его сынаМстислава Великого (1132) распад Киевской Руси на ряд земель, управляемых местными династиями, стал окончательным фактом.