ГБОУ начальную школу № 611 СПб в жизни обучающихся можно считать как первую ступень овладением знаниями о природном и социальном окружении, именно в начальной школе осуществляется первое знакомство с общей целостной картиной мира, которая их окружает, воспитывает нравственное и эстетическое отношение. Целостная система экологического воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят в первичный план учебно-воспитательного процесса – без этого жизнь человека невозможна. На сегодняшний день стало понятно, что критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.
Экологическое воспитание в начальной школе является одним из факторов экологической грамотности, определяющий сохранение жизни на нашей планете. Основная экологическая подготовка обучающихся должна быть, прочной по биологическим показателям. Знание законов живой и неживой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонию природы.
Изучение экологии в нашей стране является обязательный предметом во всех образовательных учреждениях. Экологическое воспитание направлено на то , чтобы полученные знания, осуществить на практике. Заложить творческий интерес к изучению природы, воспитывать нравственное и эстетическое отношение. Здесь важное значение приобретают экологическое образование и воспитание.
Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
Педагогическая деятельность в начальной школе развивается на уроках окружающего мира. Знания об окружающей среды, взаимосвязь человека с природой включались к содержанию учебных предметов. Однако уровень экологического воспитания в начальной школе остается недостаточно высоким. Сегодня остро встал вопрос об "экологической осведомленности" не только в рамках учебной программы, но и осознание экологического воспитания и обучения как процесса непрерывного, т.е. такого, которое может осуществляться и во внеурочное время.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание, формы и методы экологического воспитания учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.
Объект исследования: экологическое воспитание как составная содержания воспитательного процесса.
Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективна, если соблюдать педагогические условия:
- осуществляться взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся;
- использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности);
- Рассмотреть внеурочные формы организации экологического образования младших школьников
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
Задачи:
- изучить и проанализировать основные источники по проблеме экологического воспитания младших школьников ;
- выяснить сущность экологического воспитания младших школьников;
- исследовать педагогические условия повышения эффективности экологического воспитания ученика начальной школы во внеурочной деятельности.
- разработать методические рекомендации для учителей по организации экологического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Именно в школе должна быть экологическая сосредоточенность в жизни школьника. Отношение к школе как ГБОУ НОШ № 611 Курортного района г. Санкт-Петербурга.
Экспериментальное исследование проводилось в ноябре 2014 по ноябрь 2015 года. В нем принимали участие учащиеся два класса, всего 50 человека и 2 учителя начальных классов, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.