СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискурс-анализ рубрики «Взгляд снизу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дискурс-анализ рубрики «Взгляд снизу» (выпуск от 28.12.2019)

В качестве объекта анализа был выбран выпуск рубрики телевизионной передачи «Вечерний Ургант» «Взгляд снизу», построенный в виде интервью, взятых Иваном Ургантом у детей в возрасте от 3 до 10 лет. Дети отвечают на вопросы известного телеведущего, стараясь при этом быть смешными. В ходе этих программ слушатель может убедиться, что телевидение воздействует на формирование языковой личности ребенка как участника юмористического дискурса.

Интенциональный план.

Поскольку программа носит развлекательный характер, то к интенциональному плану её дискурса мы можем отнести выполнение следующей задачи: развлечение аудитории путем создания ситуаций, когда дети вынуждены отвечать детским языком на вопросы, предназначенные для взрослых;

Юмор представляет собой особый вид коммуникации, охватывающий различные стороны жизнедеятельности человека, который является неотъемлемым компонентом творчества, образования и социализации. Таким образом, юмор - это «уникальный показатель зрелости людей», поскольку отражает способность осмысления и передачи фрагментов действительности

«Юмористический акт» представляет собой индивидуальную реакцию адресанта на некую смешную, по его мнению, ситуацию

Способность использовать различные типы юмористических высказываний формируется у человека не сразу, и способы их репрезентации отличаются в зависимости от возраста участников общения.

Языковое сознание носит социальный характер. Это означает, что речь человека, живущего в определенном обществе, ассимилируется и уподобляется тому, как говорят в этом обществе, какие языковые и внеязыко-вые средства используют в том или ином дискурсе, в том числе в юмористическом.

В возрасте от 3 до 11 лет у детей начинают складываться коммуникативные умения и навыки Именно в этот период ребенок начинает формироваться как личность и на него в большей мере влияют не только окружающие его люди, но и телевидение, формируя образ окружающего мира.

Актуальный план.

Подробнее остановимся на актуальном плане данного дискурса. Поскольку речь идет о телевизионной передаче, то помимо текста, интонаций говорящих, ярко выражены и визуальные аспекты.

В рубрике «Взгляд снизу» Иван Ургант ведет себя сдержанно, общается с детьми как со взрослыми. Такое его поведение накладывает отпечаток и на детей. Ведущий настроен доброжелательно, чем располагает к себе маленьких собеседников. В качестве примера был взят выпуск, где дети распаковывают «плохие» новогодние подарки. Целью ведущего является выявление реакции детей. С помощью кивков головой, улыбки, участливого взгляда, Иван Ургант пытается поддержать участников, и в то же время иронизирует над их реакцией (поднимает брови, смеется) резкая смена серьёзного и весёлого выражения лица, взгляд в камеру или в сторону ребенка; сопроводительные жесты рук и пальцев; ускорение темпа речи: для того что бы зрители услышали фразу до конца прежде, чем засмеются. Всё это сигналы, с помощью которых телеведущий дает зрителям понять, что в его речи есть ирония. Реакция публики говорит о том, что И. Ургант достигает эффекта.

В вербальном плане, ведущий использует междометия «ух-ты, ой, вот, ну-ка, ну, а, о», активно использует иронию (когда на вопрос «Как меня зовут» мальчик отвечает телеведущему в новогоднем костюме, что его имя Иван Ургант, тот говорит «я дедушка мороз, а тебе нужно с родителями сходить к окулисту. Когда мальчик получает в подарок губку, ведущий спрашивает его, весело ли играть с губкой), что позволяет создать комический эффект. Интервьюер намеренно подговаривает участников подыграть ему (Мог бы соврать, давай ты сделаешь вид, что доволен подарком, посмейся)

Сравнивая вербальное наполнение речи детей и ведущего, следует отметить, что большинство реплик, в которых Иван чаще задает вопросы, короткие. Его маленькие оппоненты на них отвечают в соответствии с жанром интервью. Иван часто использует сложные, скорее всего, непонятные детям термины, что способствует словотворчеству у детей, которые, стараясь быть такими же серьезными и умными, как известный телеведущий, используют свои выдуманные термины.

Так как тема интервью посвящена плохим подарком, то обширно выражена оценочная лексика, вопросно-ответные формы, перечисления однородных членов предложения, метафоры, намёки, оценочные прилагательные. Оценочными являются не только собственно оценочные слова хорошо/плохо, но и выражения, содержащие в себе оценочную сему: хороший подарок? Хорошая игрушка? Полезно в быту? То есть не нужны нитки? Ты не обрадовался?

Виртуальный план.

Предметом анализа в данном случае будут выступать процессы кодирования и декодирования, в ходе которых и продуцируются конечные значения.

Для изучения этих процессов в первую очередь необходимо четко представить себе как адресантов, так и адресатов дискурса - телезрителей и участников интервью. Перед рубрикой Иван Ургант поясняет, что во время праздников люди могут получить не те подарки, которые ожидают и проявлять настоящую реакцию, выразить неудовлетворенность подарком способны только дети. На примере «плохих подарков», подаренных им, ведущий как раз и демонстрирует данную реакцию. Однако, пытается их переубедить, обрисовывая ценность вещей. (Это пищевая сода, ты сможешь с ней играть, губка для мытья посуды, можно чистить посуду, мыть чайники, это нитки, с их помощью можно вышивать.)

Говоря о передаче, следует отметить её юмористическую ориентацию, которая хорошо известна всем телезрителям. Ирония, которую использует ведущий, не носит грубого характера, поэтому в разговоре уместна. Иван Ургант использует разнообразные приёмы и средства для создания иронического эффекта. Телеведущий может комбинировать средства, усиливая тем самым комический эффект.

Контекстуальный план.

В юмористический дискурс вплетено множество контекстов, например, когда мальчику попадаются стельку, ведущий предлагает сделать из них погоны, называя мальчика «Войлочным генералом». «Такие люди могли выйти на Сенатскую площадь». (Отсылка к фильму «Союз спасения»). Иван Ургант одет в костюм Деда Мороза, дети распаковывают подарки, на заднем плане находится наряженная игрушками ель, что позволяет понять, что выпуск посвящен новому году. Когда ведущий спрашивает у мальчика, не будет ли он передаривать стельки? Идет отсылка к ситуациям, когда люди передаривают подарки.

Таким образом, приемы гротеска, иронии, создания комических ситуаций лежат в основе юмористического дискурса телепередачи.

Категория: Русский язык
31.10.2020 12:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП