СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дислексия – что это, откуда, как быть?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дислексия – что это, откуда, как быть? Сегодня мы все чаще слышим этот термин и совсем не понимаем, что он нам несет. По статистике разных источников, сегодня дислексия у 5% населения. Похоже на то, как шутят врачи – «нет абсолютно здоровых, есть не дообследованные». Шутки шутками, однако кроме того, есть спектр от тяжелой выраженности дислексии до мягкой. Часто люди с дислексией считают себя безнадежно глупыми и в конце-концов смиряются с этим, хотя это вовсе не обязательно так. Дислексия влияет на судьбу ребенка, часто приводит к проблемам с поведением, вынуждает бросить школу. Лишает возможности ровной социализации. Давай те коротко о главном в этой не простой теме.

Дислекси́я - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается. Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Дислексия это не проблема с интеллектом. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее. (!) Это первый луч в понимании масштаба работы с такими детками.

Дислексия — это не болезнь, а особое восприятие мира, которое позволяет нестандартно мыслить, видеть, воспринимать и анализировать информацию. Хотя ее называют болезнью творческих людей и даже гениев, ведь среди дислексиков немало знаменитых имен. Уолт Дисней, для которого представляло неимоверную трудность дать автограф. Джейми Оливер, двоечник из британской глубинки, ставший знаменитым поваром. Ричард Бренсон, выгнанный из школы в 16 лет, что не помешало ему написать 9 мотивационных книг. Том Круз, звезда Голливуда, до сих пор читающий контракты по слогам. И Леонардо да Винчи, и Андерсен, и Эдисон, и Эйнштейн, обогатившие человечество гениальными открытиями и шедеврами, были дислексиками. (!) Если провести статистику, то данный список пополниться многими личностями, оставившими след в истории и умах людей.

Разберемся в еще одной стороне дислексии. В языках, где письменность неалфавитная, этой проблемы не возникает, дислексия специфична только для языков с алфавитом. Отсюда и возникают проблемы с чтением: глядя на букву, дислексик представляет ее с разных сторон, то есть в динамике. Попробуйте прочитать текст, если буквы разбегаются в разные стороны или буквы прячутся друг за друга!

Иными словами, если обычный человек запоминает этот мир, то дислексик его воображает. Это помогает дислексику искать новые решения там, где обычный человек предпочитает старые методы. Креативность и изобретательность — обратная сторона дислексии, это своего рода природный механизм. Ведь на планете нужны оба типа людей: те, кто придумывает новое, и те, кто это новое методично внедряет в жизнь.

У дислексии много проявлений. Это касается и чтения, и письма, и произнесения звуков.

Обратите внимание на следующие признаки, которые могут быть у вашего ребенка:

1. Ребенок очень быстро устает.

2. Очень низко наклоняется над книгой.

3. Трет глаза.

4. Жалуется на головную боль после чтения.

5. При чтении пропускает слова и отдельные фрагменты текста.

6. Пишет буквы в зеркальном отображении.

7. При решении арифметических задач переставляет цифры местами.

8. Под любым предлогом уклоняется от выполнения домашнего задания.

Не отмахивайтесь от диагноза и не закрывайте на него глаза. Подумайте о том, что, как это ни парадоксально, вам повезло и у вашего ребенка особые творческие способности. Возможно, он станет знаменитым художником, писателем или артистом? Это огромный труд для родителей, бабушек и прочих родственников, чаще всего общающихся с таким ребенком. Но чтобы ребенок с дислексией в полной мере смог проявить свои таланты, изменения должны коснуться и системы образования.

Немного фактов. Осенью 2016 года стараниями Марии Пиотровской, дочери директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, была создана Ассоциация родителей и детей с дислексией. «Мы обнаружили, что люди ничего не знают про дислексию, — рассказывает Пиотровская о целях Ассоциации. — И поняли, что основной нашей задачей должно стать информирование. Чтобы люди привыкли к слову «дислексия», понимали, что это не болезнь, а особенность восприятия, которая требует особого педагогического подхода. Ведь чем раньше будет диагностирована дислексия, тем лучше». (!) Цель Ассоциации — дать детям возможность получить качественное фундаментальное образование в России, поддержать и развить их творческий потенциал и талант. За время работы Ассоциацией уже разработаны методы диагностики дислексии у детей и методики обучения врачей и педагогов для работы с такими детьми. В штаб-квартире Ассоциации на Гоголевском бульваре работает центр «Клуб Интеллект 135», где можно пройти диагностику и получить рекомендации, какие занятия нужны ребенку. Здесь вас всегда ждет хорошая новость: «Неуспеваемость — излечима!». Это в Москве, но подобные центры уже есть и должны быть в каждом городе. Мне бы так хотелось.

Интересен тот факт, что дислексия может быть, как у детей, так и у взрослых. Работая в общеобразовательной школе и Shcoolford, я поняла, что школа, однако может помочь родителям в подготовке к школе и адаптации ребенка в социуме. Работая по потребностям ребенка, мы можем развивать зрительную память, скорость зрительного восприятия, наглядно-образную память. Помочь научится строить логические цепочки, обучить смысловому чтению, развить слуховую память. Все эти и другие аспекты, помогу ребенку с дислексией в повседневной жизни и обучении.

На плечи родителей и логопедов ложится весь груз адаптации и социализации детей с дислексией, мы, педагоги, должны быть готовы с радостью разделить эту ношу. Ведь вместе мы строим будущее не только этих детей, но свое. В общем классе сложно выстроить индивидуальный маршрут для особых деток, однако можно и в школе проводить занятия с каждым ребенком индивидуальны и с учетом его потребностей.

Я только приоткрыла дверь в столь серьезную тему. Искренне надеюсь, что маленьким и большим детям с дислексией будет легко смотреть в будущее.

(!) Не претендую на полное авторство, для написания статьи, информация взята из интернета источников.

https://www.medicina.ru/patsientam/zabolevanija/disleksiya/

https://dyslexiarf.com/2017/09/06/disleksiya-problema-ili-dar/

06.01.2024 17:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП