СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В чрезвычайном положении с коронавирусом мы все неожиданно оказались в ситуации, когда нужно было срочно менять формы работы с детьми. Здесь уже продленные каникулы сработать не могли, уплотнять огромный материал после выхода в очный режим не получилось бы, да и карантин очень затянулся. Все начали искать выход. Благо, что уже существовали интернет-школы с дистанционным обучением: Российская электронная школа, Московская электронная школа и другие. Спасибо им большое! Проделана огромная работа. Но просто брать предложенные уроки и рекомендовать своим детям – это неправильно. Не все объяснения понятны (в расчете на уже имеющиеся у ученика знания), очень высокий темп, большое количество тренировочных и контрольных упражнений…Тем более, что ученики привыкли к своему учителю. Хорошо, если рядом мудрые, знающие родители, которые не забыли еще школьный материал, и способны помочь своим детям, что-то объяснить, взяв на себя функции учителя. Да и дети все разные: одни хотят и сами разобраться, и родителей послушать, вникнуть в тему, а другие – хоть разжуй и в рот положи, не проглотят…
Как тут быть? Сейчас полным ходом идет обсуждение слухов, что и с первого сентября нормальные занятия не начнутся, да и вообще школы обычной уже не будет. Не хочется в это верить, но готовыми нужно быть ко всему. Как же правильно организовать дистанционное обучение?
Мне кажется, чтобы все получилось, во-первых, нужно озаботиться технической стороной. Имеют ли все дети нормальные компьютеры, чтобы воспроизводить фильм, речь, иметь возможность прямого общения с учителем, участвовать в конференции, передавать сообщения, письма и т.д. Ведь не во всех семьях такие возможности есть. А если детей еще двое-трое?
Трудно сказать, как этого добиться. Но даже если возможности есть, как лучше организовать такое обучение?
Было бы неплохо, если бы четко по составленному школьному расписанию ученики выходили на связь с учителем, слушали его объяснения, записывали все, что необходимо в тетрадях, выполняли задания, предложенные учителем. Например, в течение 30-35 минут, а затем задавали вопросы и получали от учителя ответы. То есть такая онлайн связь. А если нет возможности принять участие в определенное время, то просмотреть урок в записи и выполнять задания в удобное время. Домашние же задания ученик должен представить к следующему уроку, а не в тот же день. Нет, если получается быстрее, – пожалуйста – не запрещено.
Если учителю нравится уже записанный кем-то урок, можно и его предложить для ознакомления – почему нет. Просмотр хорошего учебного фильма, презентация, схемы, ознакомление с литературой по теме… Может пригодиться все, педагогу виднее.
Очень сложно приходится, конечно, учителю, ведь тут никак от личностно ориентированного подхода не уйти. А детей-то ого-го. Если даже ставка – 18 часов, допустим, 2 часа в неделю а детей не меньше 20 в классе (а чаще – намного больше). Попробуй добейся, чтобы тему усвоили все 180 и более детей. Общаться еще и по телефону? Никаких 24 часов в сутки не хватит!
Если хотим, чтобы обучение было качественным, стоит подумать и о сокращении количества часов в ставке учителя. К урокам еще нужно подготовиться, найти все нужное (и демонстрационный материал, и задания и др.), все это как следует оформить. Провести урок, а потом еще и проверить. Да, частные учителя практикуют онлайн уроки, но у них 1-2-5 учеников (конференция). И то сложно. Чтобы выбрали тебя, нужно постараться.
В общем, считаю, что иногда, по необходимости, можно и использовать дистанционное обучение, но основной по-прежнему должна быть обычная школа с очным обучением. И сначала нужно всех научить основам дистанции.
Что хорошего в дистанционном обучении?
- Если обучение не в онлайн режиме, можно обучаться в любое время. Ученик сам может сделать себе индивидуальный график и учиться тогда, когда ему удобно.
- Можно обучаться в своём темпе, ведь у всех своя скорость усвоения материала. Кто-то может понять тему быстро, а кому-то придется долго
- Высокие результаты обучения. Иногда дети, которые учатся на дистанционном обучении, показывают результаты не хуже, а иногда даже и лучше тех, кто придерживается традиционной формы.
- Обучение в спокойной обстановке. Нет отвлекающих факторов, таких как беспокойных одноклассников.
- Наличие любого необходимого материала. Ученику присылают весь нужный материал, но помимо этого он может сразу найти в Интернете интересующую информацию, а не ждать окончания уроков и разбираться уже дома.
Но есть и минусы в таком обучении:
- Нужна сильная мотивация ученика. Дети не всегда понимают всю ответственность самообразования. Поэтому взрослым необходимо правильно настроить детей, чтобы они не ленились и не отлынивали от занятий.
- Мало общения со сверстниками. В школе дети учатся работать вместе, помогают друг другу, стараются наладить контакт даже с теми, кто им неприятен. Учатся общаться со взрослыми.
- Низкий уровень самоорганизации. Иногда даже у мотивированных учеников случаются приступы лени, когда хочется поваляться в кровати, погулять или поиграть в компьютерную игру. Вот тогда нужно суметь взять себя в руки, сначала выполнить школьные задания и только потом заниматься своими делами.
Что интересно, и мнения детей о дистанционном обучении совпадают с нашим в главном:
«Дистанционное обучение – довольно необычный эксперимент, но я к нему привыкаю. Мой день начинается в 11 утра, что, конечно, большой плюс, ведь я высыпаюсь. Обычно я завтракаю и начинаю учиться. Первая трудность, с которой я столкнулся – это то, что я совершенно не умею планировать свой день, в этом мне пока помогает мама. Обычно я делаю самые сложные задания в первой половине дня. Я учусь 2-3 часа, потом иду гулять, обедаю и снова сажусь за уроки. Вторая трудность – техническая. Сайт РЭШ всё время тормозит, это бесит. Но я выбираю его, так как больше люблю делать тесты на компьютере, чем писать. А ещё там интересные уроки. Но бывают ошибки в заданиях и не всегда совпадают с материалами уроков. И оценки за тренировочные и проверочные задания иногда не совпадают с действительностью.
Третья трудность – в том, что учителя выкладывают задания на разных сайтах, каждый на своём, и их приходится разыскивать. С некоторыми учителями нет обратной связи. Я делаю задания, посылаю, а в ответ – ничего. Некоторые задания вообще не проверяют, а дают следующие. Зачем я их делал?
Подведя итоги, я скажу, что учиться в школе гораздо интереснее, ведь можно общаться с живыми людьми, а не с компьютером. У учителя всегда можно спросить, что-то уточнить, объяснить свои действия»
«Первое время, когда мы только начали дистанционное обучение, я думала, что это будет невероятно круто. Для меня это было совершенно ново. Но со временем я начала замечать некоторые недостатки. Вот, кажется, встанешь ты когда захочешь, не торопясь поешь, сядешь и быстренько сделаешь уроки, но не тут то было! Наверное, самый для меня существенный недостаток дистанционного обучения – это количество домашних заданий. Все учителя задают, в принципе, нормальный объём домашней работы, но если учесть то, сколько у нас уроков – получается довольно много. Сначала ведь нужно самому осмыслить материал урока и понять его – та ещё задача. Если ученик, например, не понимает математику, то на это у него уйдёт немало времени. Вроде думаешь – полчаса тут, полчаса там – не страшно, а посмотришь на часы – уже 21:50. Время летит быстро!
Мне не хватает моих учителей. Если ты что-то не понял – подойди и спроси – он тебе всё разъяснит! Но с дистанционным обучением так не сделаешь. Тебе приходится искать информацию, смотреть видеоуроки, а иногда обращаться к родителям. Так как мои родители приходят поздно – я и доделываю уроки уже поздно вечером.
Но самый главный минус в том, что я лишена живого общения с одноклассниками. Наш класс очень дружный, и все мы любим поболтать на переменках о всяких пустяках. При живом общении с моими друзьями я вижу их эмоции, понимаю, как они к чему относятся».
Хорошо или плохо учиться онлайн, решать, наверное, не нам, но хотелось бы, чтобы дистанционное обучение использовалось только в дополнение к обычному, традиционному.
© 2020, Лимонько Алла Станиславовна 180