СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность.

Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.В мир математики ребенок попадает с маленького возраста. А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические.

Наглядный метод обучения: (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей).

Словесный метод: (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры).

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.

Практический метод (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)

Игровой метод, основанный на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.

Всем известно, что дошкольный возраст – возраст сказки, когда ребенок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Именно они могут помочь нам вызвать у детей интерес к математике. По ходу сюжета народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ним. А на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки. Да ещё какими! Самыми умными, самыми сообразительными, самыми наблюдательными. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

При обучении детей элементарным математическим представлениям, наши педагоги часто используют такую форму занятий, как занятие – путешествие, где с детьми отправляются в сказку на помощь какому – либо сказочному герою, где их ждут интересные задания.

В сказке «Колобок» дети знакомятся с количеством (колобок один, зверей много), формой (колобок круглый), цветом (колобок желтый, заяц белый, медведь коричневый и др.), величиной (колобок маленький, медведь большой), ориентировкой в пространстве (колобок на окне, в печи, около зайца и др.), порядковым счетом (заяц первый, волк второй и т. д.), ориентировкой во времени (сначала колобок встретил зайца, потом встретил волка, колобок катился медленно и быстро и т.д.), учатся моделировать (колобок - желтый круг, заяц – серый маленький треугольник, волк – серый треугольник большой, медведь коричневый т. д.), сериации (построй зверей по росту), сравнивать предметы по разным признакам и т. п. Можно также задать вопрос «Сколько зверей встретил колобок?», сколько раз он смог уйти?».

Сказка «Теремок» и «Репка», помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, (первой пришла к теремкумышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики (присчитывание по единице). Сколько героев в сказке? На каком по счету месте находится Мышка? Закрепляются пространственные отношения: Кто стоит впереди Жучки? Кто стоит сзади Жучки? Кто стоит за бабкой? Позади кошки? Между дедкой и внучкой?

Пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.

Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективноформируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т. п. На материале этой сказки формируются количественные представления: один, много, два, три персонажа и т. д.

В 5 – 6 лет можно предложить выстроить схему: в «Репке» уменьшения (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка), а в Теремке увеличения (Комар, муха, Мышка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь).

На примере сказок «Три медведя», «Три поросёнка» дети знакомятся с понятиями: столько же, одинаково.Используя сказку «Три медведя» можно составитьследующее задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был по высоте второй стул? и т.д. Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая главному герою Буратино или Красной шапочке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.

Используя проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь героям, и он становится непосредственным участником сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Примеры использования сказок с математическим содержанием.

Методика использования сказок может быть такой:

  1. Использование эпизодов сказки на математическом занятии в соответствии с выбранным программным содержанием. Желательно с использованием иллюстративного материала.
  2. Все математическое занятие может быть построено в форме сказки. Например, «Путешествие в страну математики», «Три медведя в гостях у детей» (3-4 г), где дети будут упражняться в соотношении предметов по величине.

Занятие в форме сказки может быть при формировании обобщенного представления о числе у детей дошкольного возраста.

  1. Можно использовать приход сказочных героев. Например, в старшей группе приходит Козленок, который умел считать до 10-ти и приносит с собой задания для детей.

Сказочный герой может учить детей (Знайка), дети могут учить героя (Незнайка), герой может оценивать детей.

2). В форме математических сказок могут быть проведены развлечения. Например, Веселое путешествие в страну Геометрии, Путешествие Кубарика и Лошарика.

3). Математические сказки могут использоваться в индивидуальной работе с детьми.

4) Сказочный материал можно разместить в уголке занимательной математики.

Таким образом, математические сказки могут быть средством развития детей дошкольного возраста, так как в сказках решаются задачи развития ребенка в комплексе.

Вывод:

Какой можно сделать вывод, что обыгрывая, сказочные персонажи, дети более увлечены заданием, повышается интерес, внимание. Отсюда следует, что материал усваивается лучше. Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно.

Дошкольник познает мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т. е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становится настойчивым, трудолюбивым, жаждущий знаний. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго.

Таким образом, могу смело утверждать: математика – это совсем не скучно и несложно. Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!

15.03.2021 10:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП