СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В этом учебном году в 5 классах основной школы ввели ФГОС.
В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, как способность личности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам, которые предстоит реализовать в рамках урочной и внеурочной деятельности. Становится понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках английского языка и какие методы применяются для достижения этих результатов.
На этапе формулирования темы и целей урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию я на своих уроках ввожу проблемный диалог, в результате которого дети определяют границу того, что они знают, а что им только предстоит изучить и формируют цель урока.
При составлении плана урока главной целью я ставлю: не успеть выполнить все, что запланировано, а организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т.д.
Задания формулирую следующим образом: вместо традиционных: спишите, сравните, выпишите и выполните, предлагаю обучающимся: проанализировать, доказать и объяснить, продолжить, обобщить и сделать вывод, исследовать, оценить, изменить, придумать и т.д.
На этапе планирования целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. При планировании практической деятельности обучающихся на уроке я учитываю дифференциацию обучающихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираются такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Если в традиционном уроке чаще используется фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа, обучающая детей учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов. При обучении самоконтролю и самооценке у обучающихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.
При обучении оцениванию устных ответов одноклассников я предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также в будущем планирую ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Также очень важна рефлЕксия настроения и эмоционального состояния детей, которую можно проводить не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы. Можно применить следующие приемы рефлексии:
На своих уроках я не забываю о таком важном моменте, как здоровьесберегающие технологии, создающих дружественную, располагающую атмосферу. Например, при помощи зарядки-релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дает нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями
Личностными результатами обучающихся 5 класса, которые сформируются при изучении иностранного языка, будут следующие: мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Для того, чтобы ребенок достиг личностных результатов нам предстоит выбирать и подбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в нем доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства.
Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка в 5 классе можно выделить следующие: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Обучающиеся научатся планировать свое речевое и неречевое поведение: взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию).Для достижения метапредметных результатов на своих уроках я активно использую проектную деятельность. Проектная деятельность является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, стимулировать их самостоятельную работу, то есть обеспечить формирование коммуникативной компетенции, Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий.
.
Также я применяю Проблемно-диалогическую технологию: создание проблемной ситуации; формулировка проблемы (цели) урока и составление плана; высказывание версий ответа; актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы; решение проблемы; поиск решения и его формулировка; проверка решения с помощью учебника
Предметными результаты следующие: научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту. Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся пятого класса научатся понимать основное содержание кратких аутентичных текстов, выделять нужную информацию.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Кроме того, требования нового образовательного стандарта предполагают обязательный анализ урока.В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оно готовит к свободному общению. Поэтому для меня важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будут вынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.
Безусловно, учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.
© 2015, Синькевич Ирина Владимировна 1564