СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Приёмы развития логического мышления на уроках математики в 1 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту.

Однако, уровень логической культуры школьников на сегодняшний день нельзя признать удовлетворительным. Специалисты считают, что причина этого кроется в отсутствии работы по целенаправленному логическому развитию учащихся на ранних этапах обучения. Большинство современных пособий для дошкольников и младших школьников содержит набор всевозможных задач, останавливающихся на таких приемах мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация. Но если при этом задания не выстроены в систему, специальная методическая работа с ними отсутствует, то результативность работы не столь высокая, как хотелось бы. Иначе говоря, развитие логического мышления происходит в значительной степени стихийно, поэтому большинство учеников не овладевают приемами мышления.Таким образом, очевидно следующее: необходима выстроенная методика развития логического мышления, в которой должна быть представлена система последовательных, пошагово поставленных задач, доступных для решения всеми детьми данной возрастной группы.

Младший школьный возраст крайне благоприятен для развития логической составляющей мышления, но при условии, что этот процесс построен на основе использования возможностей наглядно-образного мышления, являющегося ведущим в этот период.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Для мышления младших школьников характерна еще такая особенность, как однолинейность. Дети либо видят только сходство, не замечая различий, либо отмечают различия, не видя сходства. Особые трудности отмечаются у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей.

Осваивая речь, ребенок приобретает возможность формулировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Эти возможности должен использовать учитель, обучая детей с первого дня занятий в школе различным операциям и формам логического мышления.

Также на уроках математики, для развития логического мышления, можно использовать логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом. Они должны быть занимательно сформулированы, для того чтобы возбудить интерес, удивление детей.

Постепенное от занятия к занятию усложнение заданий. Структурные связи между заданиями должны быть расположены так, чтобы каждое предыдущее задание помогало справиться со следующим

Большинство элементов развития логического мышления носят игровой смысл, но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали игр, так как игра не должна являться самоцелью, а обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке и во внеурочное время.

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

На уроках математики можно использовать следующие задачи, упражнения, задания на развитие логического мышления

I.Выделение признаков предметов:

Какую форму имеет фигура? Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры.

II. Узнавание предметов по заданным признакам

1.Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет 4 стороны и 4 угла;

б) имеет 3 стороны и 3 угла.

2.Вставьте пропущенные числа:

а)5,15,…35,45; б)34,44,54…,…,84; в)12,22,…,42,52,…72; III.Формирование способности выделять существенные признаки предметов

1.Треугольник (углы, стороны, чертеж, фанера, картон, площадь.Ответ: (Углы, стороны).

2.Куб (углы, чертеж, камень, сторона)Ответ: (углы, сторона)

IV.Сравнение двух или более предметов

1.Чем похожи числа?а)7 и 71 б)77 и 17 в)31 и 38 г)24 и 624 д)3 и 13 д)84 и 754

2.Чем отличается треугольник от четырехугольника?

V. Классификация предметов и явлений.

1.Дан набор квадратиков – черных и белых, больших и маленьких.

Разложить квадраты на такие группы:

а) большие и белые квадраты; б) маленькие и черные квадраты;

в) большие и черные квадраты; г) маленькие и белые квадраты.

2.Даны кружки: большие и маленькие, черные и белые. Они разделены на 2 группы:

По какому признаку разделены кружки:

а) по цвету; б) по величине в) по цвету и величине (правильный ответ).

VI. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

1.Раздели на 2 группы следующие числа:

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Четные числа______________Нечетные числа____________

К какой группе отнесешь числа: 16,31,42,18,37?

2.Раздели на 2 группы следующие числа:2,13,3,43,6,55,18,7,9,31 однозначные числа____________двузначные числа______________

VII.Геометрическое лото.

Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.

Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если такое возможно. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел:

Ответы ……5 7 9…… (1 3 5 7 9 11 13)

….5 6 9 10…. (1 2 5 6 9 10 13 14)

Интересная игра «Лишнее число».

Даны числа: 1,10,6 Какое из них лишнее? Лишним может быть 1 (нечетное)

Лишним может быть 10 (двузначное) Лишним может быть 6 (1 и 10 использована 1)

VIII.Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».

На доске записывается несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учеников, ничего не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой. Дети могут дать разные варианты исправления ошибки.

Задания и варианты исправления ошибок:

10 < 10 8=7 6+3=10 10 < 100 15-8=7 6+3=10-1

10 < 10+1 8=7+1 1+6+3=10 12-10 < 10

IX.Логические задачи.

1.На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? 2.Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску?

3. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть? 4.Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? 5.Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?

6. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа? 7.В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так. Чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.

8.Чтобы сварить 1 кг мяса требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса?

Представленные задания, игры, упражнения вызывают у детей большой интерес. А ведь именно он должен лежать в основе обучения младшего школьника. Интерес поддерживает высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.

24.11.2018 13:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП