СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Учитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокое гуманистическое назначение учителя издавна осознавалось передовым человечеством. Как оценивали её роль в жизни общества выдающиеся педагоги?

Великий чешский педагог Ян Амос Каменский находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он призван внушать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым, безгранично любить своё дело, относиться к детям по-отечески, будить у них интерес к знаниям.

Хороший учитель, подчёркивал немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, твёрдо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от своих требований. Строгий, требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он сможет завоевать авторитет своих учеников.

Талант воспитателя, писал Александр Иванович Герцен – это «талант терпеливой любви, полной преданности», которого «не может заменить ни одна страстная любовь матери, ни одна сильная доводами диалектика».

Лев Николаевич Толстой считал основным качеством народного учителя любовь к педагогическому труду и к детям, а также педагогическое искусство, или талант. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он совершенный учитель.

А.В. Луначарский сравнивал учителя с грандиозным фильтром, через который проходит новая жизнь. «Для нас важно, - подчёркивал он, - чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому, что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал».

Каким требованиям должна удовлетворять личность учителя?

Наиболее полно целостность, внутренний и внешний потенциал личности учителя характеризует её позиция. Она определяется внутренним убеждением человека в общественной или личной ценности профессионального поведения и деятельности. Стержнем духовной сущности и социальной позиции личности учителя являются идейная стойкость, общественная активность и гражданская ответственность.

В системе ценностных ориентаций личности учителя важную роль играет её профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Она в себя включает: интерес и любовь к детям, увлечённость педагогической работой; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность; педагогический такт; педагогическое воображение, организаторские способности; справедливость, общительность; требовательность, настойчивость; целеустремлённость, уравновешенность; выдержку; самооценку; профессиональную работоспособность; духовные, прежде всего познавательные, потребности и интересы; интеллектуальную активность, чувство нового; готовность к педагогическому самообразованию.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

Конечно, способность к общению с детьми должно основываться на твёрдом фундаменте любви к ним – на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью личности учителя. В.А. Сухомлинский хорошо понимал это. Он не раз говорил о том, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой своей природе педагогический труд – повседневное общение с детьми – углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в процессе этой деятельности. Но оказывается, что эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. В медицине зачастую одна улыбка врача уже лечит. Для детей немаловажно, как улыбается учитель, не раздражён ли. Ученики – лицо учителя. А учитель, который умеет хорошо читать по лицам, бесспорно обладает навыками свободного общения, может, как правило, управлять своими психическими состояниями, умеет создать в классе атмосферу коллективного поиска, совместных раздумий. Учитель должен сдерживать свои чувства, не показывать плохого настроения. Что бы ни случилось у него дома или перед звонком, он должен остро и своевременно реагировать на всё, что происходит на уроке, «держать класс в руках», оставаясь непринуждённым, не теряя нить объяснения.

Педагогическая деятельность предъявляет определённые требования к силе, уравновешенности и подвижности первых процессов. Это обусловлено тем, что учителю необходимо обладать большой работоспособностью; выдерживать действие сильных раздражителей и уметь концентрировать своё внимание, быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстро восстанавливать силы; быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться чёткостью изложения мысли, ровностью в динамике чувств.

Достаточно широко распространено мнение, согласно которому успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы. Однако, массовые наблюдения показывают, что одинакового успеха могут достигать учителя с разной степенью выраженности силы, уравновешенности и подвижности первых процессов.

Учитель – центральная фигура в школе. Важно сочетать в своей работе сопереживание с рассудительностью; быть требовательным, но не придирчивым, чутким и внимательным, но не потакать нарушителям дисциплины, следить за детьми, но не быть навязчивым, давать им свободу, руководить ими.

03.12.2020 13:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП