СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Должен ли классный руководитель посещать квартиры учеников?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно. Классный руководитель. Кто это такой? Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751). А кто такой «классный руководитель» чётко указано в Письме Министерства образования Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 480/30—16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»:: «Он — педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства». Соответственно, именно классный руководитель защищает интересы учащегося, будучи непосредственным «передатчиком» культуры от общества к ребёнку. Функции классного руководителя Далее, в этом же документе находим информацию о деятельности классного руководителя: «Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса». Далее следуют рекомендации о взаимодействиях классного руководителя с педагогическим составом образовательного учреждения, с медицинскими работниками, с библиотекарем и. с семьёй учащегося. «Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность». Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика. Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию. Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским. Теперь обратимся к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. N 21 («Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Среди прочего функции классного руководителя, которые определяет Приказ, следующие: «Организационно-координирующие: — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования); — проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;.». Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях. Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда Далее обращаемся к документу, который определяет, кто и зачем должен обследовать условия жизни семей учащихся образовательных учреждений — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г. Регистрационный N 15610). Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей находим в Приложении N 2. Согласно п.2, цель проведения обследования — выявление «обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином». А в п.3 описаны организации, обязанные провести такое обследование: «Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей». Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы. Более того, проводить по собственному желанию обследование условий жизни учащихся организации не могут. Согласно п.4, «Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка». Соответственно, с точки зрения закона, в отсутствие обращений и проверок никаких быть не должно. Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» в части «Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» п.2 определяет, что «В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства: а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;.» То есть для официальной «передачи дел» образовательным организациям органы опеки и попечительства должны испытывать некоторые из перечисленных проблем. Следующий пункт (п.3) Постановления Правительства РФ отвечает на, пожалуй, самый популярный вопрос работников — «А будут ли все эти посещения отдельно оплачиваться?» — «Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства». Подытожим. Если органы опеки и попечительства не испытывают вышеуказанные проблемы, соответственно официально не передают свои полномочия образовательному учреждению, то и сотрудники этого учреждения не обязаны посещать семьи учащихся. С юридической точки зрения, подобные «визиты» являются добровольными со стороны классного руководителя и, естественно, отдельно не оплачиваются. Более того, даже при наличии полномочий и соответствующего обращения классный руководитель должен проводить проверку конкретного учащегося, а не всего класса. К тому же, стоит упомянуть, что без соответствующих бумаг семьи учащихся в праве отказать впускать к себе в дом сотрудника школы — «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) гл.2 ст.25: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Источник: https://rosuchebnik.ru

19.05.2019 14:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП