СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашнее задание по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашнее задание по русскому языку.

Его можно использовать на заключительном уроке по теме "Лексика и фразеология"

Построение «Древа понятия» (автор - проф. К.Я.Вазина)

Для построения «древа понятий» необходимо определить слово для исследования. Отнестись к выбору слова нужно неформально: вы должны осознать потребность в постижении общекультурного значения слова, в расширении его смыслового пространства. Слово может быть любым (семья, любовь, истина, наука и т.д.), лишь бы оно было выбрано не на авось. Далее следует вооружиться словарями: «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля (обязательно!), любым толковым словарем, например «Толковым словаремь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, словарем иностранных слов (если слово иностранного происхождения), этимологическим, энциклопедическим и другими словарями.

Работа с понятием происходит следующим образом. К исследуемому слову из всех словарей выписываются все значения, и таким образом заполняется первый ряд «древа». Из первого ряда нужно выделить заинтересовавшие вас значения слова, смыслы которых необходимо вновь выписать из словарей, - так выстраивается второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию.

Графически «древо понятия» можно представить следующим образом.

понятие

Выполнив это задание, нужно сформулировать выводы. Примерные вопросы для заключительной части:

  1. Почему для исследования вами выбрано именно это слово (определение цели исследования)?
  2. Какие новые смыслы исследуемого слова получены в процессе построения «древа понятий», как они углубили, уточнили, изменили ваше понимание слова?
  3. Есть ли в «древе понятий» противоположные, на первый взгляд, взаимоисключающие определения? О чем может свидетельствовать их наличие? Каким образом их можно «соединить»?
  4. Каково ваше «новое» понимание значения исследуемого слова?
  5. Задание 3.

Напишите сочинение.

Темы: «Правда и истина», «Правда и Ложь», «Язык правды прост» (Сеннека Люций).

26.11.2019 21:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП