СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.
Но главное в психологическом умении учителя – не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведёт, учитель грубо и прямо реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраивается против учителя.
Правила педагогического общения.
1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Здесь важно сформулировать установку на « педагогическую зоркость» – внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимосвязи со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ.
2. Два возбуждённых человека не в состоянии прийти к согласию. Постарайтесь приложить усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае « … не бранитесь и не раздражайтесь» (П.Адаменский). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряжённых ситуациях.
3. Задержка реакции. Не следует сразу вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даёте понять, что хорошо видите его действия. Суть приёма в том, что он подчёркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя, и поэтому педагогу вроде бы пока не до него. Оптимальное время задержки 10 – 15 секунд.
4.Перевод реакции. Этот приём технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке ( обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно). несмотря на чрезвычайную обстановку( казалось бы, не терпящую отлагательства). В итоге«герой» конфликта остаётся наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.
5. Рационализация ситуации. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации разряжает обстановку.
Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут положительные эмоции и уважение учеников.
© 2020, Бойко Ирина Валентиновна 613