СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира [2]. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни [4].
Главная трудность работы с духовной музыкой состоит в том, что мы зачастую не владеем элементарными знаниями в области духовной культуры. Часто детские коллективы, воспитанные на массовых эстрадных песнях и духовную музыку исполняют либо прямолинейным открытым, иногда форсированным звуком, либо, занимаясь по различным вокальным методикам поют её искусственными голосами, подстраивая под взрослое звучание, злоупотребляя вибрато, вокальными премудростями, «загоняющими» звук и мешающими слову. Всё это противоречит традиции «ангельского» звучания и основному принципу сравнения духовного пения с небесным — ангелогласным. Этот принцип восходит к библейской концепции «богодухновенного пения, в основе которой лежит «представление о небесном престоле, окружённом ликом ангелов, непрерывно воздающих хвалу Богу в своих божественных песнопениях». К духовной музыке необходимо приобщать всех и особенно детей ещё и потому, что это уникальная школа пения acappella, в основе которой — вокальное удобство, плавность голосоведения, простота, полётность звука. Церковно-славянский язык, где много округлых гласных, особенно «о», способствует естественности голосообразования. Удобная тесситура голосов помогает выработать правильное звукоизвлечение. Любой человек, имеющий опыт пения в храме подтвердит как естественно и легко звучит там голос. Поэтому замечательно если есть возможность приобщить детей именно к храмовому пению. В звуковой работе с детьми нужно добиться определенного округлого звука.
Что даст детям приобщение к православной музыке? Во – первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во – вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе, милосердию. В – третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети раскроют для себя высшую гармонию мироздания [10].
Изучение духовной музыки в общеобразовательной школе имеет свои особенности и сложности. Сложность заключается в том, что, во-первых, педагог должен достаточно овладеть этим материалом; во-вторых, иметь для работы необходимые ноты и звукозаписи; в-третьих, помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и не верующие. Если педагог строго придерживается культурологической позиции, то эти сложности исчезают, ибо педагог даёт детям знание, информацию, просвещает их в одном из направлений русской музыки.
Такое построение занятий позволит знакомить детей с духовной музыкой на фоне широкой, многоохватной жизненной панорамы, давая представления о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Возможно, для одних детей ближе и понятнее окажутся духовные образы в русской опере, для других – в народном духовном стихе, для третьих – сама церковная музыка в её изначальном звучании.
В русских операх колокольные звоны, молитвы и другие церковные песнопения представлены в бытовой или исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события и т.д. Таким образом, принцип параллельности даст возможность учащимся лучше понять место духовной культуры в жизни человека, а педагогу – опереться на знания учащихся по истории и литературе («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и др.).
На уроке возможен диалог при сопоставлении песнопений в честь Богородицы, например православного «Богородице, Дево» и западноевропейской (католической) «Аве Мария». Параллельно сравниваются и иконописные воплощения образа Богородиц в православном и западноевропейском искусстве. Сопоставляются песнопения в честь Иисуса Христа: «Единородный Сыне» из литургии и частей из Высокой мессы И.Баха - № 15 «Et incarnates», № 16 «Crucifixus».
Русская духовная музыка, являясь искусством прошлых веков, естественно, воспринимается в определённой исторической перспективе, возникает диалог культур прошлого и настоящего, диалог поколений. На диалоге поколений может быть построен рассказ об Александре Невском. Следует подчеркнуть связь русской истории с православной культурой; рассказать учащимся о том, что образ героя накануне Великой Отечественной войны привлёк внимание композитора С.Прокофьева, написавшего кантату «Александр Невский», а немного позже художник П. Корин создал живописное полотно, на котором запечатлён героический образ русского полководца. Подвиги князя воспеты и русским православием: он был причислен к лику святых и в его честь сложены песнопения. Прослушать величание князю А.Невскому.
Каждое звучащее на уроке песнопение необходимо объяснять с точки зрения содержания канонического текста. Вместе с детьми поговорить о характере музыки, о том, какое впечатление она произвела, какие вызвала мысли, чувства. Необходимо найти «ход», который помог бы ребёнку войти в ситуацию звучания духовной музыки. Можно вспомнить какие-либо бытовые, жизненные ситуации, исторические события.
Хочется затронуть тему малого знаменного распева
Начиная в первом классе знакомство с церковной музыкой, дети познают основы церковного пения, и достижению унисона здесь придается огромное значение и с интонационной и с богословской точки зрения. Они, в беседах с учителями, находят ответы на интересующие их вопросы: «Что такое церковное пение?», «Что оно рождает в нас?», «Для чего нужно церковное пение?», «Почему это пение называется церковным?».
Изучая знаменный роспев ( в 6 классе), дети знакомятся с графическим начертанием знаков без подробного изучения их расшифровки.
Примеры: « Во царствии Твоем» ( Знаменный), « Агни Парфене» - (Мария Дева Чистая)
Народный духовный стих: Рождественский кант «Народился нам Спаситель», «Небо и земля»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988
© 2019, Косилова Любовь Владимировна 185