СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе изучения родного края во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы в данном направлении приводит к решению следующей проблемы: выявление наиболее эффективных форм и методов и организационно-содержательных основ духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края.

Цель работы – представить систему духовно-нравственного воспитания школьников в процессе изучения родного края на занятиях во внеурочной деятельности по православной культуре, истории и экологии.

В моей работе представлена система краеведческой работы во внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности по православной и исторической культуре даёт широкие возможности для изучения родного края и воспитания на этом материале духовно-нравственных качеств личности школьника. В качестве примера привожу работу по темам. Начиная с темы Основы православной культуры, на первых занятиях мы вкладываем в детей духовные и нравственные понятия. Изучая тему «Золотая цепь святых», мы выясняем, что в нашем родном крае есть имена, которые просто обязан знать каждый культурный человек, живущий в Ульяновске.

Изучая материал о храмах и монастырях Ульяновска и области, обращаемся к страницам краеведения. Более подробно знакомимся с храмами и монастырями валуйской земли. Детям очень интересно узнать о храме Священномученика Игнатия Богоносца, пещерном монастыре и его истории, историю храма Святителя Николая Чудотворца. А так же экскурсии в эти храмы и монастыри являются неотъемлемой частью внеурочной деятельности. Далее дети узнают, что в далёкие времена был основан подземный Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Это − уникальный пещерный монастырь в Белгородской области, расположенный на берегу реки Оскол, у села Холки. Использование краеведческого материала в работе классного руководителя. Работа классного руководителя так же даёт широкие возможности заниматься с детьми эколого-краеведческой работой. Практика моей работы насчитывает следующее: - проведены экскурсии по городу и походы по окрестностям. - ребята проделали большую работу по расчистке родников и их изучению. - класс активно участвовал в соревнованиях по краеведческому ориентированию, занимал призовые места. - ребята углубляли свои знания в рамках эколого-краеведческого кружка. Именно ими были написаны многие исследовательские работы по экологии родного края, составлены путеводители по окрестностям села. - ребята стали организаторами краеведческой работы в школе, активно участвовали в сельских мероприятиях. Опыт работы в этом классе был самым удачным. Причина – работа классным руководителем. Это позволило всю воспитательную работу выстраивать как продолжение внеурочных занятий по краеведению и экологии. Исследовательская работа по изучению родного края. Научно-исследовательская работа со старшеклассниками по изучению истории родного края идет постоянно. Среди моих учеников всегда находятся те, кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего села. На протяжении ряда лет ведется работа по подготовке докладов к школьной научно-практической конференции на секцию «Краеведение». За эти годы ребятами велась научно-исследовательская работа по нескольким основным направлениям: · изучение истории храмов города Валуйки и района; · исследование экологического состояния родников в окрестностях села Тимоново; · составление проекта по созданию рекреационной зоны в окрестностях села Тимоново; · изучение отдельных вопросов истории родного края; · работа по составлению путеводителей. Среди наиболее удачных мероприятий я назвала бы следующие: · Игра «Люби и знай свой край». Разработка составлена таким образом, что игру можно провести и в рамках одного класса и на параллели классов. Опробованы разные варианты, и результат всегда был хорошим – ребята получали новые знания по истории города Валуйки и нашего села, могли проверить свою эрудицию. · Подготовка школьных краеведческих конференций, выступление на них с научно-исследовательскими работами, оформление стенда для проведения секции «Краеведение». · Проведение классного часа для младших школьников «Заочное путешествие по окрестностям нашего села» с использованием краеведческого материала. · Оформление работ на фотоконкурс «Наш край». · Расчистка родника «Костёвский» и его благоустройство. · Путешествие по экологической тропе. · Участие в конкурсах различных уровней. · Совместная работа с сельской модельной библиотекой над страницами летописи нашего села. Работа по изучению родного края шла в рамках краеведческого кружка, который на базе школы работал в течение 8 лет, В нем занимались дети, увлеченные краеведением. Таким образом, при желании, можно добиться неплохого результата в организации краеведческой работы в школе. В заключение хочу сказать, что на практике сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. В процессе описанной работы по краеведению ярко выражено повышение уровня духовно-нравственного воспитания школьников. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе.  

21.02.2025 09:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП