СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все более возрастает роль игровых технологий в процессе преподавания географии. Они способны решить в обучении не только проблемы, вызванные спецификой образовательной среды учебного общения, но и проблему духовно-нравственного воспитания школьников, так как способствуют трансляции культурных, духовно значимых образов и идей.

Духовно-нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины [1].

Благодаря игровой деятельности усваиваются нормы поведения, поэтому игра учит, изменяет, воспитывает и определяет важные перестройки и формирует новые качества личности ребенка.

Поэтому воспитательная задача в использовании игровых технологий в учебно-воспитательном процессе при изучении географии состоит в том, чтобы использовать культурно значимые игровые технологии и игрушки для выстраивания духовно-нравственных идей, принципов, для формирования гармонических отношений у учащихся с окружающим миром. Это значит, что игра и игрушка должны оцениваться в определенной системе духовно-нравственных координат, так как любое проигранное учащимися действие способно воспроизводиться в реальности. Если учащийся в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если учащийся в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это действие и эти эмоции обязательно воспроизводятся в той или иной ситуации.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

По мнению В. П. Беспалько, под педагогическими технологиями понимают практическое воплощение заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, определенной педагогической системы. В свою очередь, под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [2].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровых технологий в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а так же с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.) [3].

В настоящее время стала очевидной идея о необходимости обучения географии как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-ученик. Влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Урок географии рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех обучения – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения.

Игры в коллективе (парные, командные, фронтальные, в группе по три-четыре человека) способствуют сплочению учащихся, развитию дружеских, доброжелательных, терпимых отношений между ними.

Игровые технологии позволяют сделать учебный процесс не только привлекательнее и интереснее, заставляют волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению наукой, но и выступают как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.

05.02.2016 19:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП