СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно- нравственное воспитание на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно – нравственное воспитание на уроках истории.

Сегодня историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственное личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России,  выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человеком за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.

Его средствами решаются следующие задачи:

- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

- воспитание любви к своей малой Родине, чувства гордости за своих земляков;

- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

- формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим или политическим событиям.

Духовный человек -  это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки: добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.

Уроки истории позволяют развивать способность у учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, формирует у учащегося культурологические представления о мире и человеке.

Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающие место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умением учиться у своих предков, черкая  нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.

Итак, на уроках истории учитель может развивать такие элементы нравственного воспитания: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность.

Под нравственностью следует понимать выработанную личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе. 

Мораль – это обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, идеалов , определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей,  воспринимающая их как личностное достояние.

Нравственная культура – осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью, индивидуальный опят нравственно – ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.

Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов, образа жизни, личности, основой которой является служение жизни, человеку , прогрессу.

Все  выше названные элементы ориентированы на формирование личности, которая является целью всего педагогического процесса ….

 Личность – это нравственно- ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение того или иного действия, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Таким образом, исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем ,влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую, нравственную, духовную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников.

 Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но  ни в коем случае не навязывающей свои ценности. О роли  учителя в деле духовна нравственного просвещения, рассуждает историк   А. Гуревич. По его мнению, педагог- историк должен:

1)развивать в ученике собственное самосознание;

       2)научить понимать ученика историческую изменчивость человека;

      3)показать ученикам. Что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью

      и   уникальной в своем роде.

Учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором  строятся ценности той или иной цивилизации. Такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а ее оценка.

Воспитание историей – это на мой взгляд главная составляющая воспитания духовно – нравственных качеств учеников.

Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке  при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание – постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать  учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий, имеющих нравственное содержание.

Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских  и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д.

Задача учителя умело подбирать к уроку материал с нравственным уклоном.

- Повесть временных лет / о месте истории Руси в мировой истории/

-Повесть временных лет / о выборе веры князем Владимиром/

-Житие святых о Борисе и Глебе;

- об Андрее Болконском;

- об Антонии и Феодосии Печерских;

О Сергии Радонежском;

-о Серафиме Саровском и др;

-«Поучение Владимира Мономаха детям»

-«Задонщина»

-«Домострой»

-«Юности честное зеркало»

-«Наука побеждать» А.В.Суворова

- произведение, раскрывающие русский патриотизм в эпоху Смуты

-Отечественная война 1812 года

-Великая Отечественная война

-Афганская война

-Чеченская война

Такие материалы помогают учащимся постичь смысл истории, почувствовать связь времен на себе. Смысл сводится к тому, чтобы обратить ученика к качественное самооценке своей жизни, анализируя прошлое, жизнь людей, которые решали жизненные проблемы, находясь в разных исторических ситуациях.

Таким образом, духовно – нравственное воспитание на уроках истории носит очень широкий характер и дает учителю много возможностей в этом направлении. Основой воспитания должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа.

 

Категория: История
11.02.2015 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП