СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Духовно – нравственное воспитание на уроках истории.
Сегодня историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственное личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человеком за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Учебный предмет «История России» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой Родине, чувства гордости за своих земляков;
- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
- формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим или политическим событиям.
Духовный человек - это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки: добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Уроки истории позволяют развивать способность у учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, формирует у учащегося культурологические представления о мире и человеке.
Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающие место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умением учиться у своих предков, черкая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
Итак, на уроках истории учитель может развивать такие элементы нравственного воспитания: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность.
Под нравственностью следует понимать выработанную личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Мораль – это обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, идеалов , определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающая их как личностное достояние.
Нравственная культура – осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью, индивидуальный опят нравственно – ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.
Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов, образа жизни, личности, основой которой является служение жизни, человеку , прогрессу.
Все выше названные элементы ориентированы на формирование личности, которая является целью всего педагогического процесса ….
Личность – это нравственно- ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение того или иного действия, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Таким образом, исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем ,влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую, нравственную, духовную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников.
Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности. О роли учителя в деле духовна нравственного просвещения, рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог- историк должен:
1)развивать в ученике собственное самосознание;
2)научить понимать ученика историческую изменчивость человека;
3)показать ученикам. Что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью
и уникальной в своем роде.
Учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а ее оценка.
Воспитание историей – это на мой взгляд главная составляющая воспитания духовно – нравственных качеств учеников.
Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание – постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий, имеющих нравственное содержание.
Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей, различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов. Источником духовно – нравственного воспитания может послужить и православное наследие русской истории, и отечественная культура. И патриотический опыт русских и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и народные традиции и обычаи, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д.
Задача учителя умело подбирать к уроку материал с нравственным уклоном.
- Повесть временных лет / о месте истории Руси в мировой истории/
-Повесть временных лет / о выборе веры князем Владимиром/
-Житие святых о Борисе и Глебе;
- об Андрее Болконском;
- об Антонии и Феодосии Печерских;
О Сергии Радонежском;
-о Серафиме Саровском и др;
-«Поучение Владимира Мономаха детям»
-«Задонщина»
-«Домострой»
-«Юности честное зеркало»
-«Наука побеждать» А.В.Суворова
- произведение, раскрывающие русский патриотизм в эпоху Смуты
-Отечественная война 1812 года
-Великая Отечественная война
-Афганская война
-Чеченская война
Такие материалы помогают учащимся постичь смысл истории, почувствовать связь времен на себе. Смысл сводится к тому, чтобы обратить ученика к качественное самооценке своей жизни, анализируя прошлое, жизнь людей, которые решали жизненные проблемы, находясь в разных исторических ситуациях.
Таким образом, духовно – нравственное воспитание на уроках истории носит очень широкий характер и дает учителю много возможностей в этом направлении. Основой воспитания должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа.
© 2015, Мандрина Татьяна Борисовна 3292