СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Встретились в ленте новостей в сети "Вконтакте" две репродукции. Можно сказать, два портрета. Очень разные работы с одинаковым названием. Между этими картинами больше века.
Первая написана в 1913 году Еленой Андреевной Киселёвой, которую Илья Ефимович Репин считал одной из лучших своих учениц. Елена Киселёва стала первой женщиной, получившей стипендию Академии художеств на стажировку в Европе. "Маруся" написана в Париже, под влиянием работ импрессионистов и авангардистов. Искусствоведы предполагают, что изображённая девушка — сестра русского художника, однокашника Киселёвой по Академии художеств. Но точно его имя и имя сестры установить не удалось.
Е.А. Киселёва. Маруся. 1913 г. Холст, масло. 135 x 100 см. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Картину отличает и смелое цветовое решение, и тонкий психологизм. Академически правильный рисунок сочетается с яркой декоративностью, свойственной фовизму. Портрет был основным жанром, в котором работала Елена Киселёва. И именно "Марусю" Елена Андреевна считала своей лучшей работой.
Но жизненные обстоятельства сложились так, что художница была надолго позабыта. В 1920 году она с мужем математиком Антоном Билимовичем и сыном эмигрировала в Сербию. Эмиграция была необходимостью, так как брат мужа служил в штабе Антона Деникина. В Сербии Елена Киселёва практически не рисовала, а после гибели в фашистском концлагере в 1944 году единственного сына вообще не брала кисть в руки.
"Маруся" осталась у Марии Эдуардовны Киселёвой, матери художницы, которая в 1929 году, желая, чтобы имя дочери помнили на родине, передала картину в дар Воронежскому музею.
И благодаря именно этому портрету, "Марусе", спустя ещё тридцать с лишним лет о художнице вспомнили, к ней вернулась известность.
Случилось так, что в 60-е годы портрет привлёк внимание Маргариты Ивановны Лунёвой, старшего научного сотрудника Воронежского музея. Она стала искать информацию об авторе портрета, и поиски оказались успешными. Завязалась переписка с Еленой Киселёвой, которая тогда была ещё жива (художница умерла в Белграде в 1974 году в возрасте 96 лет). А в 1969 году Елена Андреевна Киселёва передала в дар Воронежскому музею более 30 своих работ.
Сейчас Воронежский музей имени И.Н. Крамского обладает самым значительным собранием работ художницы, а "Марусю" иногда называют "Воронежской Джокондой".
А вторая картина написана нашим современником, художником Александром Прокопенко. Александр Александрович Прокопенко родился в 1979 году в Москве, живёт и работает в родном городе. В 2002 году окончил факультет изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета имени Н.Е. Крупской, в 2003-ем начал преподавать в изостудии "Радуга", в которой сам учился в школьную пору. С 2001 года является членом Союза художников России, регулярно участвует в выставках.
Работает, в основном, в жанрах пейзажа и натюрморта, но не ограничивается ими — это видно и по картине "Маруся". Вдохновение и темы для творчества находит в том, что любит и чем дорожит: в путешествиях, в красоте природы, в привычной и незамысловатой на первый взгляд жизни обычных людей, честных тружеников, в том, что доставляет людям радость. Поэтому работы Прокопенко очень добрые и наполненные теплом и светом. И "Маруся" не является исключением.
Пушистая красавица очень мила и грациозна и, чувствуется, жизнью вполне довольна. Занята важным делом — точит свои коготки. Ну, разве не прелесть это создание природы? Чувствуется, что хозяева любят свою кошечку, а она — довольно самостоятельная особа.
А.А. Прокопенко. Маруся. 2019 г. Холси, масло. 60 x 40 см
Такие вот две разные Маруси встретились на просторах сети. Думаю, если бы они могли встретиться наяву, то наверняка понравились бы друг другу.
Источник:
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 38