СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффект кобры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 19 веке, когда Индией правили британцы, чиновники в Дели были обеспокоены большим количеством кобр в городе. Чтобы решить проблему, они предложили выплачивать населению награду за принесенные шкурки кобр. Этот экономический стимул работал хорошо — как оказалось, слишком хорошо.

Вскоре много людей занялось охотой на кобр, их стало меньше, в городе стало безопаснее, и чиновники были довольны своей программой вознаграждений. Однако ряд предприимчивых индийцев услышали в шипении кобры новые возможности. Эти ребята начали разводить змей для продажи их шкурок.

Так что вскоре британцы были по уши в шкурках кобр. Когда чиновники обнаружили аферу, они отменили выплату вознаграждения. Но на этом самое интересное только началось.

С отменой программы поощрения бесчисленные заводчики кобр в Дели столкнулись с «проблемой перепроизводства». Они обиделись на представителей властей и выпустили своих подопечных на волю. И снова в Дели стало некуда ступить от кобр, причем все стало гораздо хуже, чем раньше.

То же самое произошло во время оккупации Вьетнама Францией. Ханой заполонили крысы. Власти предложили награду за каждый крысиный хвост. Результат: горожане начали массово разводить крыс ради хвостов. Когда награду отменили, крыс выпустили в город.

В 19 веке в США были проблемы с расплодившимися дикими свиньями. Армия предложила охотникам вознаграждение в размере 40 долларов за каждый сданный свиной хвост. Но вместо охоты люди начали покупать свиные хвосты у мясников и на скотобойнях по «оптовым» ценам за копейки, а затем «перепродавать» хвосты армии по более высокой цене. Впоследствии подобные истории стали называть «эффект кобры» по аналогии с первой историей из Дели.

Казалось бы, эти истории уже в прошлом, в современном мире никто не будет совершать таких глупых ошибок и платить за крысиные хвостики. Но нет, «эффект кобры» остается одной из самых популярных ошибок руководителей.

Несколько лет назад крупнейший американский банк Wells Fargo ставил перед своими сотрудниками нереалистичные цели по продажам и оказывал огромное давление, чтобы добиться этих целей. Результат: массовое открытие фальшивых счетов сотрудниками для выполнения планов и получения премий. Когда обман открылся, банку пришлось списать огромные убытки и отказаться от этой порочной практики.

А теперь пример из нашей с вами жизни. В 2016 году губернатор Московской области обязал чиновников отчитываться о решении проблем региона через новейшую информационную систему с описанием проведенных работ, фотографиями и отзывами жителей. Уже в 2018 году выяснилось, что до 40% отчетов были сфабрикованы – фотографии сделанных дорог и спортивных площадок «рисовались» в Фотошопе, благодарственные отзывы о проектах писали не жители, а сами чиновники. Такие же случаи были зафиксированы в Санкт-Петербурге. Убытки в виде выплаченных «в никуда» премий и необходимости переделывать всю систему отчетности составили десятки миллионов рублей.v

22.10.2024 13:16


Рекомендуем курсы ПК и ПП