СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Улица Чайковского, бывшая Ильинская, соединяет две достопримечательности Костромы: площадь Сусанина и беседку Островского над Волгой. Недалеко - неприметный дом 11. Когда-то им владели уважаемые в городе братья Корниловы. Но известность, простёртую далеко за пределы губернии, получили не они, а жена одного из братьев, Анна Ивановна (в девичестве Готовцева). Она держала литературный салон, сочиняла прозу, стихи, печаталась в столичных журналах.
Мы гению простить умеем —
Молчанье выразит укор.
Кострома, улица Чайковского, 11. Здесь собирался литературный салон Анны Готовцевой. Фотобанк Лори.
Это Готовцева не кому-нибудь — Пушкину выговаривает за то, что считал женщин не способными понять «поэтическую гармонию». А поэт, знавший её творчество, отвечает:
Твой недосказанный упрек
Я разгадать вполне не смею.
Твой гнев ужели я навлек?
Любопытная переписка. Но это всего лишь преамбула, необходимая для того, чтобы воздать должное влиянию Готовцевой на свою любимую племянницу — Юлию Жадовскую. Именно тетушке Юлия была обязана выбором жизненного пути. Хотя судьба тоже постаралась сделать из неё поэтессу.
Юлия Жадовская. Фотобанк Лори.
Она родилась в 1824 году в селе Субботине Ярославской губернии. Мать, увидев младенца, лишилась чувств: у новорожденной не было кисти левой руки, а на правой — всего три пальчика. Поразительно, но ни разу в жизни, ни одной строчкой она себя, калеку, не пожалела. А поводов хватало. В 4 года малышка лишилась матери. Отец, бывший морской офицер, по свистку которого жил весь дом, отправил девочку в Костромскую губернию, к матери покойной жены. Она и там не задержалась: бабушка перепоручила её воспитание дочери, той самой Анне Готовцевой. К счастью, Анна Ивановна дала Юлии много любви, терпения, учила писать, пристрастила к чтению, поддерживала в поэтических опытах.
Ты скоро меня позабудешь,
Но я не забуду тебя;
Ты в жизни разлюбишь, полюбишь,
А я — никого, никогда!
…Я — тихо и грустно свершаю,
Без радостей, жизненный путь;
И как я люблю и страдаю —
Узнает могила одна!
Трогательно просто, легко, как дыхание, давались Юлии строки. Не случайно эти ранние стихи впервые появились в виде романса русского композитора Александра Варламова. А позже вдохновили Даргомыжского, Глинку и деда Сергея Рахманинова, Аркадия.
Посвящены они первой и единственной её любви. Когда тетушка отдала Юлию в костромской пансион, на её способности и не по годам зрелую душу обратил внимание учитель словесности. Частные уроки превратились в долгие беседы. Счастье совпадений, интерес друг к другу переросли в сильное чувство. Молодые люди с надеждой ждали благословения отца девушки. Но Валериан Никандрович Жадовский встречи запретил и увёз 16-летнюю дочь в Ярославль, где служил чиновником особых поручений при губернаторе.
…Проходя перед толпою,
Сердце я хочу закрыть
Равнодушием наружным
Чтоб себе не изменить.
Так идет пред господином,
Затая невольный страх,
Раб, ступая осторожно,
С чашей полною в руках.
Первый сборник стихов Жадовской вышел в 1846 году и принес ей известность. А отец, увидев наконец, что поэзия дочери — не пустой звук, отпустил её в Москву, в Петербург, был польщён её знакомством с Погодиным, Аксаковым, Загоскиным, Вяземским, Тургеневым. Не замечал одиночества и боли дочери? Или делал вид?
Я всё еще его, безумная, люблю!
Отрада тихая мне душу проникает,
И радость ясная на сердце низлетает,
Когда я за него создателя молю.
Со временем Юлия открыла в Ярославле литературный салон, была участлива к талантам других и, по её же выражению, «любовалась чужим счастьем и горевала чужим горем». В 32 года вышла замуж за вдовца, заботилась о пасынках, ухаживала за старым мужем, за отцом. С возрастом стала терять зрение, да и жизнь превратилась в прозу. Вот стихи и закончились. Последние годы жизни Жадовская провела в своем имении Толстиково Буйского уезда Костромской губернии.
Памятник Юлии Жадовской. Костромская область. Фотобанк Лори.
Похоронена поэтесса недалеко от бывшего имения, в селе Воскресенье. Любители поэзии регулярно проводят в этих местах литературные праздники в память о маленькой женщине, похожей на ангела с подрезанными крыльями. А она, верно, «отзывается бессмертной душой» на каждое талантливое слово.
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 84