СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологизация курса школьной биологии как основной способ формирования экологических знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации экологического подхода к изучению школьного курса биологии, предусматривается ознакомление учащихся с биологическими проблемами экологии. Основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям можно отнести: загрязнение воздуха, разрушение и снос почвенного покрова водой и ветром (эрозия), радиоактивное загрязнение биосферы, загрязнение пресных вод и вод Мирового океана, истощение природных ресурсов планеты, а в результате - исчезновение многих видов живых организмов.

В изучении экологических проблем заложены следующие идеи:

– природа в своём естественном развитии находится в динамическом равновесии;

– непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение биологического состава компонентов окружающей среды, приводящее к смещению природного равновесия.

Биологические знания – неотъемлемая часть знаний об основах охраны природы, рациональном природопользовании, в разумном преобразовании окружающей человека среды. Роль биологии в решении экологических проблем на современном этапе значительна:

1)Используя знания о жизнедеятельности растений, а именно деревьев, можно эффективно использовать многие виды в создании городских парков, скверов. Например, сернистый газ хорошо поглощают тополь, липа, клён, конский каштан; фенолы – сирень, шелковица, бузина.

2)Раскрывая механизмы обмена веществ у микроорганизмов, биология решает вопрос биологической очистки сточных вод. Суть этого процесса заключается в разрушении растворённых органических веществ (фенолов, жирных кислот, спиртов, нефти, углеводородов и др.) микроорганизмами.

3)Широко используются знания биологии и в сельском хозяйстве для повышения продуктивности. Правильная агротехника и специальные мероприятия позволяют сохранить почвенный горизонт. Например, борьбу с оврагами успешно ведут путём посадки растений. Растения защищают почву от эрозии. Окультуривание оврагов позволяют использовать их в хозяйственных целях.

4)Биологические методы борьбы с вредителями являются альтернативой химическим методам. Например, известны насекомые-наездники, которые откладывают свои яйца в яйца других насекомых. Личинки наездников развиваются за счёт тканей своих хозяев, которые при этом погибают [2].

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения – всё это обуславливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению проблем окружающей среды.

Дети мечтают о хороших делах на пользу природе, проявляют готовность «вырастить что- то своими руками», больше собрать макулатуры, «чтоб не губить лес», предполагают, чтобы каждый человек посадил 5 – 6 деревьев, и «тогда наша Земля будет прекрасной».

Старшие подростки глубже осознают государственную и общественную значимость экологических проблем. Они осуждают всякое зло, жестокость, жадность по отношению к природе. Бережное отношение к природе они тесно связывают с борьбой за мир, за предотвращение войны как самого большого зла для людей и природы.

У школьников этого возраста, особенно у девочек, ярко выражено нравственно – эмоциональное отношение к природе: «природа – самое прекрасное», «это самое необходимое, нужное человеку», «от природы зависит настроение человека», «прелесть природы нельзя губить».

В этом возрасте усиливаются патриотические мотивы: «Родина – это прежде всего родная природа», «мой вклад в охрану природы будет помощью Родине». Забота о природе родного края у старших подростков проявляется в конкретных делах. Они нередко выступают с инициативой вычистить речку или пруд, озеленить дворы.

Вместе с тем именно в этом возрасте чаще всего встречаются «разрушительные действия». Подростки ещё слабо представляют себе последствия воздействия человека на природу, иногда не осознают, к чему может привести поступок, совершенный из любопытства или озорства. Это создаёт определенные трудности в развитии и укреплении экологической культуры подростков. В тоже время их активность и стремление к деятельности служат основой для овладения научными знаниями, формирования практических умений и навыков природоохранительного характера.

Большинство школьников раннего юношеского возраста, как правило, придают большое значение общественно полезным делам по улучшению окружающей среды, принимают в них участие, высказывают твёрдое убеждение в том, что охрана природы – задача каждого гражданина. Молодёжь видит вред не только от прямого ущерба, который может нанести человек природе, но и от равнодушного к ней отношения.

Важно, что в сознании юношей научный и рациональный подход к природе сливается с нравственно-эстетическим. Старшим школьникам подчеркивают необходимость «не только брать у природы, но и отдавать ей, не губя и не разрушая её». Некоторые из них мечтают «не через сто лет, а именно сейчас превратить нашу Землю в цветущий сад» [1].

Экологическое образование, какотмечено ранее, должно затрагиватьэмоциональную,интеллектуальную и волевую сферу психики человека. Только в этом случае образуется система психологических установок личности. Для того, чтобы процесс экологизации курса биологии был успешным необходимо применять такие методы и формы обучения в которых каждый школьник смог бы себя реализовать, потому как участвуя в каком-либо проекте учащийся может применить свои знания на практике. В школах, которые находятся на сельских территориях, имеют возможность ближе узнать природу можно проводить экскурсии в лес, поле и т.д.; проводить практические занятия на пришкольном участке с применением различных видов деятельности, а также проводить различные исследования.

Для стимулирования учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде применимы ситуационная игра, конференции, семинары, лекции, беседы, рефераты, анкетирование, компьютерные технологии. В программах по биологии для развития творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека найдут применение методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений такие как анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы - беседа, наблюдение, опыт, лабораторные и практические работы исследовательского и проблемного характера с использованием параллельных заданий. Развитие исследовательского и основ проектного мышления учащихся происходит в участии проектной работы, проблемного подхода к изучению отдельных явлений, интерактивные занятие с конечным продуктом обучения.Большое значение по решению проблем окружающей среды местного значения и агитационную деятельность имеют акции практической направленности - очистка территории, изучение источников загрязнения окружающей среды различными веществами, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции и пр.

Формирование знаний о знаниях - ещё одна сторона усвоения теоретического материала, особенно в условиях актуальных задач оптимизации образовательного процесса.

Процесс обучения включает в себя очень важный этап – контроль знаний и умений. С помощью контроля можно оценить соответствие реально полученных результатов с запланированными, спрогнозировать мероприятия по повышению качества экологического образования. Цели экологического образования придают этому этапу некоторую специфику, поскольку у учащихся должна быть сформулирована не только система знаний и умений в области изучения окружающей природной среды, но и система отношений к экологическим проблемам.

В этой связи представляют интерес задания следующих типов:

1) Задания, имеющие несколько решений (ответов), из которых учащийся должен выбрать одно в соответствии со своей нравственной позицией. Такие задания позволяют подвести учащихся к оценке «добра» и «зла» в отношении природы в целом или её отдельных объектов.

2) Задания, требующие от учащихся выработки, самостоятельного решения по какой – либо экологической проблеме. Эти задания дают возможность определить способность учащихся абстрагироваться, анализировать ситуацию, а также позволяют оценить степень ответственности, которую он может взять на себя.

3) Задания, предусматривающие оценку (анализ) экологической ситуации, прогнозирование возможных последствий и выбор природозащитных мер. Задания, позволяющие оценить глубину знаний учащихся и понимание ими природных закономерностей, поведения биологических систем в условиях антропогенного пресса, а также их умение выбрать способ защиты от загрязнения и деградации.

4) Задания, требующие объяснения явлений (процессов), происходящих в природной среде естественно или вызванных хозяйственной деятельностью человека. Такие задания позволяют оценить уровень сформированности у учащихся умения переносить биологические знания в сферу экологических проблем.

Контролирующие задания должны соответствовать уровню сформированности экологических знаний у учащихся и обязательно затрагивать эмоциональную, нравственную и поведенческую стороны личности каждого из них.

Экологическое образование должно стать одним из главных направлений работы школы. Главная роль в этом должна принадлежать таким предметам, как физика, химия, биология, география. При изучении этих предметов имеются большие возможности для формирования у учащихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к ней [3].

При изучении естественно – научных дисциплин необходимо постоянно акцентировать внимание на экологических проблемах, путях их решения. Но не только на уроках формируются экологические знания школьников. Большую роль оказывает взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.

Список литературы:

1. Айметова, Г.Я. Эколого – валеологическая направленность обучения химии [Текст] / Г. Я. Айметова // Химия в школе. – 2015. - №5. – С. 19-24

2. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 285 с

3. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения [Текст] / О.В. Петунин – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010. – 192с.: ил. – (В помощь учителю)

17.02.2018 19:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП