СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсии, экспедиции, походы. Продумываем цели

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Экскурсии, экспедиции, походы (П.В. Степанов)

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» является вариативным модулем программы воспитания. А это значит, что школе включать его в свою рабочую программу воспитания совсем не обязательно. Когда же имеет смысл это делать, а когда - нет? Попробуем разобраться.

Описываемая в этом модуле сфера совместной деятельности детей и взрослых может быть организована школой в самых различных формах: в форме регулярных кружковых занятий, в форме проводимых время от времени экскурсий, в форме походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих, экологических, фольклорных экспедиций, полевых лагерей, турслетов, соревнований и т.п. Если таких форм в вашей школе набирается большое разнообразие, то имеет смысл описать их в данном модуле. Если же их немного, то их можно легко включить в другие модули рабочей программы. Например, в модуль «Курсы внеурочной деятельности», если в школе существует только лишь туристско-краеведческий кружок или секция спортивного туризма. Или в модуль «Классное руководство», если экскурсии в школе проводятся преимущественно классными руководителями, а другие педагоги в этом почти не участвуют. Но если все же данная сфера деятельности в вашей школе разнообразна, если ею охвачено большое количество школьников и педагогов - лучше посвятить ей отдельный модуль. Об этом мы и будем говорить далее.

Продумываем цели

Походы, экскурсии, экспедиции, выходы на природу - все это распространенные формы совместной деятельности педагога и школьников, которые при умелой их организации могут стать формами воспитания. Туризм (экскурсионный, экологический, спортивный) обладает огромным воспитательным потенциалом: он приучает детей к самостоятельности; сдерживает развитие их инфантилизма; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к родной природе и культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда. Здесь педагоги могут достигать самых разных целей, представленных в примерной программе воспитания.

Они могут способствовать усвоению школьниками знаний основных социальных норм. Эти знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает включаться в туристско-экскурсионную деятельность: он постигает этику поведения в общественных местах; знакомится с правилами поведения человека в лесу, в горах, на реке; осваивает принятые в обществе нормы отношения к памятникам истории и культуры; узнает о рисках и угрозах нарушения этих норм, об особенностях взаимоотношений в коллективе, об основах организации коллективной творческой деятельности, правилах общения с незнакомыми людьми, способах ориентирования на местности, а иногда - и об элементарных навыках выживания в природе.

Они могут способствовать развитию позитивных отношений школьников к базовым общественным ценностям. Например, к родному Отечеству - его истории, культуре, природе, населению; к труду; к спорту и физкультуре; к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Они могут способствовать и приобретению школьниками опыта осуществления социально значимых дел, опыта применения на практике сформированных знаний и отношений. Это может быть опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта волонтерской деятельности, помощи другим людям.

09.08.2021 08:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП