СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсии, экспедиции, походы. Занимаемся подготовкой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Экскурсии, экспедиции, походы (П.В. Степанов)

Занимаемся подготовкой

Начнем с планирования предстоящей экскурсии, экспедиции или похода. Это планирование может быть осуществлено самим учителем (например, если это экскурсия в рамках школьной учебной программы по литературе). Иногда планированием занимается педагог вместе с родителями (например, во время планирования классным руководителем работы с классом на ближайшую четверть или учебный год). Но бывает и так, что выездное мероприятие планируется педагогом совместно с детьми: они вместе приходят к решению о его необходимости, вместе определяют его место, тематику и время проведения. В этом случае возможности общения педагога с детьми на интересные им обоим темы расширяются, а следовательно - расширяются и возможности для воспитания.

Здесь можно использовать, к примеру, такой прием: предложить каждому ребенку (или небольшим группам детей) подготовить к классному часу двухминутную рекламу или презентацию похода, экспедиции или экскурсии, в которой ему (или им) хотелось бы принять участие вместе с классом. Конечно, при этом необходимо оговорить правила такой презентации. И после того, как все представления будут выслушаны, останется только выбрать те выездные мероприятия, в которых можно поучаствовать и которые будут интересны всем или хотя бы большей части школьников.

Можно к такому планированию подключить и родителей - предложить им сделать 10-20 листовок с описанием разных экскурсий. А затем, поделив класс на микрогруппы, предложить каждой презентовать всему классу 1-2 лучшие, на их взгляд, экскурсионные программы.

После того как экскурсии, экспедиции или походы запланированы, предстоит их подготовка. Для этого педагогу можно использовать алгоритм проведения коллективного творческого дела, когда для подготовки выездного мероприятия специально создается Совет дела. Совет дела определяет задачи и распределяет их между детьми или их группами, а те их реализуют. Если школьники вместе с педагогом запланировали много разных дел в течение года, то организацию конкретной экскурсии или похода может взять на себя какая-то одна группа школьников. Детям (особенно старшим) вполне по силам разработать маршрут, продумать варианты использования транспорта, предусмотреть перекусы во время экскурсии или составить меню на несколько дней похода. Школьники могут позаботиться и о предстоящем фоторепортаже, интервью с экскурсоводом, выпуске газеты или подготовке презентации по окончании намеченного дела. Задача педагога на этом этапе - поддерживать интерес ребят к предстоящей экскурсии или походу и не позволять затягивать подготовку к ним.

09.08.2021 08:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП