СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Экскурсия – как эффективная форма экологического образования старших дошкольников» (Из опыта работы)
Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.
Защита жизни на нашей планете от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности. Наше благополучие и здоровье последующих поколений зависит от состояния окружающей среды. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Нам необходимо сохранить то, что называет нашу планету «планетой жизни», и исправить то, что еще можно исправить. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. Дошкольное учреждение сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Поэтому формирование основ экологической культуры и поведения детей в окружающем их мире является одной из задач экологического образования дошкольников. Экологическая культура — это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окружении. Важно, чтобы дети именно с дошкольного возраста имели представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Очень важно основы экологической культуры закладывать с раннего возраста в процессе общения с природой, когда ребенок контактирует с объектами природы, когда затрагиваются чувства малыша. Необходимо понимать, что приблизительно до четырех лет ребенок накапливает впечатления и некоторые знания о природном окружении, а оценивать свое и чужое поведение в природе, проявлять интерес к определенной деятельности, элементы экологического сознания начинает с пяти лет, а формирование способности к мотивированной оценке поведения появляется у детей старшего дошкольного возраста. Именно на этом возрастном пути развития детской личности педагоги должны создать благоприятные условия экологической развивающей среды и подхватить, сохранить и формировать моральные качества, поведенческие нормы. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Одним из основных новообразований ребенка дошкольного возраста является формирование внутренних этических норм, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее убеждение, мотив социального поведения. Я хочу поделиться с своим опытом работы в данном направлении. И представить вашему вниманию некоторые достаточно эффективные методы и формы экологического образования, которые помогают формировать экологические знания и являются обязательным компонентом экологической культуры. Одной из таких форм, вызывающей особый интерес у дошкольников, являются экскурсии, которые позволяют организовать наблюдение и изучение предметов и явлений в естественных условиях. Экскурсии - одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Используемый основной метод наблюдения на экскурсии, способствует достижению целевых ориентиров диктуемых ФГОС ДО: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном и социальном мире. Виды экскурсий По характеру решаемых педагогических задач в своей работе мы проводим такие экологические экскурсии, как природоведческая, экскурсии на сельскохозяйственный или другие объекты и экскурсии краеведческого характера. В рамках природоведческих экскурсий мы традиционно решаем задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений об объектах живой природы и их характерных особенностях; взаимосвязей в мире природы между животными и растениями, между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни. В процессе осуществления экскурсий на какие-либо объекты мы способствуем освоению детьми представлений о труде людей. Основная цель экскурсии - осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых, знакомство с техникой, которая облегчает труд взрослых. На экскурсиях краеведческого характера мы помогаем воспитанникам расширить кругозор о родном крае, малой и большой Родине. Таким образом, используя все разновидности экскурсий мы преследуем основную цель - воспитание любви к природе и родному краю, и, конечно, осознанного и бережного отношения к ней. Проводимые нами экскурсии имеют традиционную структуру: • вводная беседа; • коллективное наблюдение; • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; • сбор материала; • игры детей с собранным материалом; • заключительная часть, во время которой мы подводим итог проведенной экскурсии и проводим обобщающую беседу. В процессе планирования и осуществления экскурсии мы преследуем различные цели: для получения первичных представлений, для уточнения, систематизации, конкретизации и обобщения имеющихся представлений. Экскурсии мы проводим на различные объекты природного окружения в рамках нашего города: парк, поляны, лесочек, родник, городские улицы, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. С целью формирования у своих воспитанников бережливости в процессе экологических экскурсий мы стараемся соблюдать следующие условия: • Особое внимание уделять редким и уязвимым объектам природы, которые требуют бережного отношения. • Стараемся реализовать простейшие природоохранные мероприятия. • Стараемся привлечь внимание воспитанников к нарушениям в экосистеме и возможностям их устранения. • А также использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей. Благодаря прогулкам в природу дошкольники упражняются в моральном поведении. Одно из важных заданий - не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи. Хочется несколько слов сказать об экскурсиях, которые систематически проводятся с воспитанниками на улицах родного города в рамках различных экологических акций. Целью данных экскурсий является формирование сопричастности, ответственности, понимание необходимости заботы о природе, готовность жить в ладу с природой. Данные акции, как правило, приурочены к экологическим датам календаря: Международная акция "Час Земли", Всемирный день воды, "Зимняя, весенняя, летняя неделя добра" (проводимая в каникулярное время), День птиц, Всемирный День охраны здоровья, "Марш парков", Всемирная акция "День Земли», «День дерева», «Дни защиты от экологической опасности", "На помощь планете приходят дети" и другие. Хочется отметить неоценимую помощь родителей наших воспитанников, которые принимают участие в подготовке подобных мероприятий: вместе с детьми изготавливают и оформляют тематические листовки, плакаты, транспаранты.
© 2022, Казакова Марина Александровна 510