СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Наставник "особенного" ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ещё с детства, как и миллионы детей нашей страны, я мечтала быть учителем начальных классов. Почему именно начальных классов? Да потому, что именно первый учитель становится для ребёнка не только проводником в мир знаний, он помогает отличить добро и зло, учит уважать людей, их чувства, прививает навыки, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.

И вот моя мечта сбылась. В далёком 1987 году я переступила порог Тёткинской школы - интерната для слепых и слабовидящих детей. Школа находится в живописном месте, в приграничном рабочем посёлке Курской области.

Я с трепетом ждала свой первый класс, первый звонок, ждала горящие глаза, озорные улыбки, пытливые умы. Но, как говорят: "Человек предполагает, а Бог располагает". Оказалось, что мне судьба приготовила подарок: дали класс с "особенными" детьми - детьми с речевыми, умственными и психофизическими нарушениями.

"Особенный" ребёнок - это целый спектр радужных эмоций, это человек с особой душой, с особенным восприятием окружающей действительности, со своими взлётами и падениями, тайнами и загадками.

Мир "особого" ребёнка интересен и пуглив,

Мир "особого" ребёнка безобразен и красив,

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир "особого" ребёнка, иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир "особого" ребёнка он закрыт от глаз чужих

Мир "особого" ребёнка допускает лишь своих! (Н. Калиман)

Строки этого стихотворения очень верно описывают "особенного" ребёнка. И у меня возник вопрос: "Как же обучать таких детей?"

Мне было страшно. Я боялась, что дети меня не примут, не поймут, и я не смогу выполнить свою главную миссию: "сеять разумное, доброе, вечное.". Мы с ребятами учились вместе: они у меня, я - у них, методами проб и ошибок, буз учебников, без специальной литературы, без помощи извне. Я нашла к каждому ребёнку свой ключик, свой индивидуальный подход. Составляла планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения "особого" ребёнка, предоставляла право покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требовали обстоятельства, игнорировала незначительные поведенческие нарушения, но в тоже время, всегда находила слова, дающие понять, что поведение ученика является недопустимым на данный момент. Дети доверились мне, и у нас стало многое получаться.

Прошли годы. Одних детей сменяли другие, а я на протяжении тридцати шести лет по - прежнему оставалась учителем "особенных" детей.

Нелёгкое дело - учить детей, а учить "особенного" ребёнка - это целое искусство и огромная ответственность. Профессия коррекционного педагога, как никакая другая развивает в человеке столько разных качеств: чуткость, терпение, упорство, доброту, целеустремлённость, способность к самосовершенствованию, побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперёд.

Проанализировав свой опыт, я поняла, чтобы добиться результатов, обучение должно проходить в игровой форме, с использованием мультимедиа, компьютерных тренажёров, инновационных технологий и методов. Уроки должны быть воспитывающими и коррекционно - развивающими. Учебный материал - доступным, интересным, связанным с жизнью и опираться на опыт детей. Немаловажную роль играет соблюдение здоровьесберегающих технологий: физминуток (зрительных, динамических), артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики. Для развития моторики, элементарных трудовых навыков, и чтобы сплотить коллектив, заинтересовать ребят, мы делали поделки из фетра. Эта работа не оставляла никого равнодушным, а дидактические пособия, созданные ребятами, были неоднократно высоко оценены на областных выставках декоративно - прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент для "особенных" детей создаются специальные индивидуальные программы, вводятся новые предметы, направленные на развитие жизненных компетенций ребёнка, с детьми работают педагоги - сопровождения, логопеды, психологи, дефектологи, тьюторы. И всё это вместе даёт свои результаты: "особенные" дети не изолированы от общества, а живут полноценной жизнью. Они учатся, поют, рисуют, танцуют, играют, получают помощь и поддержку.

Каждый "особенный" ребёнок имеет право быть счастливым, любимым, понятым, услышанным. Я ни секунды не жалею, что судьба мне преподнесла такой подарок - быть наставником "особенных" детей.

15.12.2023 23:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!