СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Обучая, учусь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучая, учусь Учитель живёт до тех пор, пока учится;

как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель.

К.Д. Ушинский Человеку свойственно желание кого-то обучать, наставлять. У многих это качество проявляется с ранних лет. Наверное, каждая девочка в детстве играет в школу с друзьями, учит любимые игрушки. Я не была исключением. Для меня решение стать учителем и поступать в педагогический университет было однозначным. С благодарностью вспоминаю своих преподавателей, которые знакомили меня не только с методиками обучения, но и «заложили» специфику работы учителя начальных классов – «хочу всё знать». Эти слова сопровождают меня всю педагогическую деятельность.

Первые попытки «учительства» оказались неудачными. После окончания университета меня ожидали разочарование и непонимание. С первых дней в школе я поняла, что надо учиться заново, по-новому. Этого требовала новая система оценивания, новые стандарты образования. Да и сами ученики ставили передо мной задачи, о которых не написано в методической литературе. Чтобы научить ребёнка, следует самому иметь багаж знаний, быть интересным, уметь донести информацию до аудитории. Уже тогда, 17 лет назад, я начала изучать книгу под названием «Учить учиться».

Я полностью разделяю мысль Авиценны о том, что «Учитель – это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Каждый день я делала первые шаги в профессиональной деятельности к успеху, уважению, признанию. А главным двигателем в моей работе стали ученики. Мне повезло, потому что я оказалась в кругу детей разного возраста. У каждого классного коллектива были свои особенности, свои запросы. Поэтому прежде всего я изучила возрастные особенности учеников, мотивы их обучения, мировоззрение. Одним словом, стали мы с ними единомышленниками. Рядом со мной были наставники, учителя с большим опытом работы, родители учеников. Методом проб и ошибок я подбирала ключик к каждому ребёнку, искала секреты успеха. По моему мнению, прежде чем учить детей, учитель должен быть компетентным в любом вопросе. Нельзя преподавать науку без основательных знаний. Учеников всегда интересует больше, чем материал учебника. Моя задача – приоткрыть тайны, заинтересовать, сделать процесс обучения лёгким, понятным. Иногда урок в 40 минут требует подготовки в несколько часов. У кого, как не у учителя начальных классов, есть возможность за один вечер узнать материал по истории, физике или биологии. Это сложно, но интересно. А ещё сложнее донести эту информацию до каждого ученика. Каждый урок – новый опыт, открытие. На своих уроках мне хочется добиться от детей проявления инициативы и творческого мышления.

Атмосфера творчества, поиска, сотрудничества на уроке – залог успеха деятельности педагога. Этого можно достигнуть благодаря ежедневному труду, креативности учителя, вдохновению. Где же черпать это вдохновение? В самих учениках. Непередаваемая радость возникает у меня на уроках чтения, когда ребята с оживлением обсуждают судьбы главных героев, переживают вместе с писателем, делятся впечатлениями от прочитанного. Мои ученики не просто читают произведение, они его проживают вместе с героями и со мной. В такие моменты понимаешь, что важно поддержать эту искорку, дать возможность раскрыться каждому. Для этого учитель должен «гореть» сам, хотеть совершенствоваться. Обучая, я стремлюсь стать профессионалом. Более 10 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число профессиональных компетенций учителя. Сегодня это жизненная необходимость. Электронные дидактические материалы, презентации, личный сайт - стали неотъемлемой частью моей работы. С помощью информационно-коммуникативных технологий я могу повысить свой профессиональный уровень: образовательные порталы, вебинары, сайты коллег помогают в самообразовании, развитии. Ученики учатся вместе со мной, точнее учимся вместе. Своим примером показываю возможности использования мировой системы информации, подвожу к созданию ситуации успеха.

В наш быстрый век технологий и информации я учу детей легко и безопасно получать знания, развивать свои способности. Моим девизом в работе стало высказывание Р. Эмерсона «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими». Для этого постоянно ищу новые методики, изучаю педагогические новинки, знакомлюсь с опытом работы коллег. Игровые, информационные, здоровьесберегающие и проектные технологии, проблемное обучение и обучение в сотрудничестве - составляющие моей деятельности. На уроках применяю эффективные способы запоминания математических понятий, терминов, словарных слов с помощью ассоциаций, приёмов эйдетики. Стремлюсь сделать процесс обучения интересным, доступными. Ученики хотят видеть учителя знающего, умного, неординарного. Современные творческие дети заставляют учителя знать больше, чем они. А для этого педагог должен быть влюблён в знания, науку.

Постоянный поиск средств активизации образовательного процесса, совершенствование профессионального уровня, соответствие времени стали для меня обязательным условием работы в школе. Каждый день я вхожу в класс, как в мастерскую, в которой работают всегда двое: учитель и ученик, наставник и подмастерье. Чему сегодня будем учиться, зависит от образовательной программы и от самих учеников. Главное увидеть в их глазах потребность в знаниях, заинтересованность. Я чувствую ответственность за каждого ребёнка. Ведь дети верят мне, доверяют, ждут чуда. Непросто быть примером поведения, образцом мыслей. Нужно оттачивать своё мастерство, прежде чем учить других. В первую очередь учусь верить в себя и учу этому детей. Ставлю перед собой задачи, которые стараюсь преодолеть.

Приходится многое перестраивать в своей работе, менять привычное. Главное – не стоять на месте. Увлечённость своим делом помогает мне выбрать среди множеств нововведений те, что заставят учеников думать, размышлять, творить. Каждый новый урок должен быть неповторимым. Для этого мне самой нужно стать ученицей, посмотреть глазами ребёнка. Я считаю, что учитель сегодня – это наставник, психолог, друг и артист. Поэтому необходимо ежедневно совершенствовать своё педагогическое мастерство, обновлять свои профессиональные качества. Именно этим меня привлекает работа в школе. Мы живём, пока учимся. К тому же наша деятельность даёт результаты. Улыбки ребят, радостные приветствия и смех пробуждают у меня желание сделать всё, чтобы подарить ученикам радость познания, желание учиться. Чему можно научиться у своих учеников? Быть искренним, открытым, непосредственным. Нельзя идти в класс «без души». Сегодня мир детей требует особого внимания, вмешательства со стороны учителя. Его задача - помочь найти своё достойное место в жизни, стать активным гражданином, успешной личностью. Иногда сами дети и ситуации, в которых они оказываются, диктуют новое задание для учителя. Стараюсь сделать всё, что от меня зависит, чтобы каждый ребёнок раскрыл свой потенциал, стал хорошим специалистом, смог проявить себя в коллективе. Всегда с учениками обсуждаем важные жизненные вопросы, радуемся вместе, делимся секретиками, учимся общению, уважению. Ребята пускают меня в свой мир, доверяют самое важное. Я не могу быть равнодушной и скучной, иначе ниточка доверия между нами оборвётся. Когда в конце рабочего дня подводишь итоги, задумываешься: с чем твои воспитанники пойдут домой, чем наполнить завтрашний день. Это значит, что завтра снова и снова поиск нового, изучение неизведанного. Впереди будущее, которое мы будем строить вместе с нашими учениками. Обучая детей, хотелось бы научиться у них верить в чудеса, видеть в обычном интересное. Тогда каждый день для меня и моих учеников будет неповторимым, ярким. Нам предстоит вместе сделать ещё много открытий, многому научиться. Щедрые сердца детей дадут мне силы в моей работе.

07.04.2019 17:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП