СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как быстро летит время! Не успела оглянуться, как уже прошло 36 лет моей педагогической деятельности. Оглядываясь назад, задаю себе вопрос, почему выбрала именно профессию учителя. Наверное, это было предопределено Богом. Как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает. Куда бы я ни старалась сознательно повернуть свой путь, моя дорога неизменно приводила меня в школу.
Я не сразу пришла в школу, хотя в детстве мечтала быть учителем. В этом немаловажную роль сыграли мои школьные учителя, о которых вспоминаю с благодарностью. Мне посчастливилось учиться и воспитываться у сильных, по-настоящему влюбленных в свое дело учителей. Это наш директор Халтанова Дарима Базаровна, очень веселая, общительная, заботливая и требовательная одновременно; Цыденова Надежда Доржиевна, благодаря которой я выбрала именно профессию учителя русского языка и литературы, на уроках которой никогда мы не скучали; заместитель директора по воспитательной работе Пиранлаева Дарима Цыденовна (тогда была молоденькой девушкой), очень доброжелательная, настоящая подруга; заместитель директора по учебной части Батожаргалов Базаргуро Будаевич, очень эмоциональный и добродушный; учитель начальной военной подготовки Дугаржапов Самбо Цыренович, уроки которого мы ждали с нетерпением; учитель физкультуры Батожаргалов Бато Загдаевич, научивший нас дисциплине и порядку, и, конечно же, наш любимый классный руководитель Дашибалов Санжимитуп Дамдинович. Тогда мы возмущались тому, что он незаметно так делегировал свою работу нам, детям. Но мы находили способы выполнить ту работу, которую он дал нам сделать. И чтобы добиться цели, сколько раз мы ссорились, ругались, но всегда приходили к результату. Теперь я понимаю: он научил нас общению, лидерству, самостоятельности, умению самоорганизовываться. Мы могли любую сложную работу выполнить самостоятельно. В делах своего класса я научилась быть лидером, сложился мой характер - никогда ни на кого не надеяться, а делать самой. Школа для меня была чем-то светлым и прекрасным, где я проводила целые дни. А дел в школе было хоть отбавляй. Я всегда была в гуще всех событий, которые происходили в школе, тем самым набирая опыт жизни. Этот опыт мне и помогает сейчас, помог и тогда, когда только-только пришла в школу.
Сначала было трудно, но я твердо знала, что не имею права приходить в класс, давать уроки, если сама, как следует, не разобралась в теме урока и не подумала над тем, как ее подать, чтобы детям было понятно и доступно. Это было тогда.
А сейчас понимаю: дети в школе не только добывают знания и умения, но и учатся жить в широком смысле этого слова. А жить - это значит ежедневно решать какие-то проблемы, иногда, кажется, неразрешимые. Почему люди отчаиваются и опускаются? Почему много сирот, нищих, бродяг, пьяниц? Мне кажется, не все приучены самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Мы должны формировать в детях способность владеть способами познания мира, языком культуры; ориентироваться в пространстве культуры. Дети должны присваивать нормы, способы и средства социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда, эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, быть готовыми и способными понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми. Они должны иметь опыт самопознания, должны осмыслить свое место в мире, уметь выбирать ценностные, целевые, смысловые установки своих действий.
Да. очень много перечислила, чему дети и мы должны учиться ежедневно. Я считаю, эта прграмма, над которой работали умные люди, должна стать настольной книгой каждого учителя. Но она не будет действенной, если в основе взаимоотношений между учителем и учеником не будет любви. Любовь - это и есть Бог. Как мало говорим мы о любви! Порой важнее бывает интеллект, а о любви мы забываем. Учусь ежедневно любить детей, коллег, работу, близких; стараюсь, чтобы всем было комфортно, никто не чувствовал себя ущемленным, чтобы каждый ученик приходил в школу с радостью. В этом и есть мое призвание - призвание быть классным руководителкм.
В заключение хочется привести выдержку из "Учительской газеты":
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии,
Он учится находить любовь в этом мире.
© 2025, Цыбикова Гысыгма Хоригадаевна 47