СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я учитель!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С того момента, когда я начала осознавать себя в этом мире, твёрдо знала: «Я учитель». Ну а кто же ещё? В дошкольном детстве, когда девчонки играют в куклы, дочки-матери, магазин и парикмахерскую, я играла «в школу». Не могу сейчас сказать, откуда брались знания о классном журнале, тетрадях и оценках, но всё это было. Соседские дошколята приходили ко мне, и я, их ровесница, принимала всех в свою школу. До сих пор в доме маминых родителей хранятся эти «следы зарождающейся педагогической деятельности».

По окончании 8 классе моя лучшая подруга Оля уезжала поступать в Воронежский юридический техникум и звала меня с собой. Имея в аттестате только отличные оценки, мы могли рассчитывать на приём без экзаменов. Всю жизнь помню свой ответ: «Не обижайся, но я не могу поехать с тобой – я же учитель». Кто и когда вселили в меня эту уверенность?

По окончании 10 класса было несколько заманчивых предложений разных структур – от районной газеты «Знамя коммунизма» до отдела культуры Ракитянского района - для обучения по целевому направлению, но без сомнений и раздумий я выбрала исторический факультет педагогического института – самый престижный по количеству поданных заявлений в тот год.

До сих пор помню переполнявшую меня радость от поступления. Имея аттестат особого образца и сдав профильный предмет – историю – на «отлично», за каких-то 30 мин стала студенткой вуза.

Какие же люди и обстоятельства повлияли на мой выбор профессии? Наверное, в первую очередь, наследственность. Бабушка по линии папы Башева Анна Тимофеевна, была учителем-словесником и, говорят, я очень на неё похожа. Она работала завучем, а затем директором школы, но тяжёлая болезнь не позволила ей долго жить. Моя первая учительница – Наталья Феофановна – педагог милостью Божьей – сумела найти ключик к моему детскому сердцу. На её уроки хотелось бежать. Став взрослой, я долго размышляла над тем, чем она отличалась от всех? Пожалуй, мудростью и педагогическим тактом. Я пришла к ней в класс, когда её волосы были убелены сединой. Не помню ни единого случая, чтобы обиделась на неё или не согласилась с её решением. Она умела похвалить, не обидев остальных, поругать, не унижая человеческого достоинства, организовать любое дело так, чтобы в памяти остались о нём только положительные эмоции и светлые воспоминания. Никак не вяжется её образ с понятием «авторитарная педагогика». Моя учительница русского языка и литературы Доценко Тамара Григорьевна навсегда осталась образцом отношения к профессии, к людям, к ученикам. Яркая, эмоциональная, в совершенстве знающая свой предмет. Она приносила мне книги для чения из личной библиотеки, так как в общественной таких не было. Лидия Петровна – учитель русского я зыка и литературы, работавшая воспитателем группы продлённого дня, - образец гуманного отношения к детям. Ходила с ней в походы, ездила на экскурсии, участвовала в читательских конференциях по прочитанным на клубных часах книгам, организовывала соревнования, конкурсы…. Доценко Пётр Григорьевич, учитель физической культуры, интеллигентный, требовательный, умеющий приводить к победе. Евсюкова Лидия Михайловна, учитель немецкого языка, скромная, порядочная, сдержанная. Благодаря ей все студенческие годы успешно защищала честь курса по иностранному языку в институте. Закопайло Людмила Валентиновна, учитель музыки и танцев, открыла мир волшебных звуков, извлекаемых мной из фортепьяно и пластики собственного тела. Лариса Ивановна, чья фамилия стёрлась из детской памяти, за 1 год смогла научить рисовать маслом на холсте, и на всю жизнь открыла глаза и душу на мир художественного искусства.

Выражение, приписываемое Сократу, гласит: «Все профессии от людей, и только три от Бога: судить, учить и лечить». Это подтверждает мысль о том, что моя профессия – это благодарный путь, благословенный милостью Божьей. Но это и особая ответственность. Это высокая планка, которой нужно соответствовать.

И я вступила на этот путь. Скорее всего – это мое призвание. Я хочу помогать ребятам развиваться, открываться, хочу учить их доброте, честности, искренности. Хочу, чтобы те знания, которые они получат от меня, были им реально полезны, а мои уроки интересны для них. Ребенок - главная ценность общества, это завтрашние взрослые и то, какими они будут, в какой-то мере зависит и от меня. Древнегреческий философ писал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светиться». В каждом ребенке скрыт свой талант, свой потенциал. Нужно позволять ребенку реализоваться, раскрыться, но не пускать все на самотек. Подбирать для каждого ученика свою планку, хвалить и отмечать каждый, даже самый незначительный успех. Указывать на промахи, но не унижать при этом, не задевать самолюбия ребенка, давать возможность исправлять ошибки.

Увидеть радость в глазах ребенка - что может быть важнее для учителя?

Уверена, что педагогика – это искусство. В любом из его видов великие мастера, превращая сырьё в бессмертные достояния человечества, используют помимо знаний и навыков, базовые инструменты. И возникающая при этом алхимия поистине поразительна, ибо инструменты эти кажутся со стороны чем-то на редкость простым и обыденным. Кто из нас, глядя на зубило, молоток и напильник, представляет себе Микеланджело, высекающего с их помощью статую Давида из бесформенного куска мрамора?

Искусство всегда опирается на овладение и применение основополагающих навыков, которым каждый художник обучается индивидуально во время усердной учёбы. Для учителя – это овладение методикой преподавания своих предметов.

Сегодня фантастическими темпами развивается технический прогресс, чтобы успевать за развитием программ, в том числе и внедрением новых стандартов, учителю самому надо самообразовываться и самосовершенствоваться. Стараюсь искать какие-то новинки в сети, на курсах и у своих коллег. Учиться и уметь применять свои знания на практике, вот, на мой взгляд, заповеди человека, желающего стать профессионалом своего дела. Один из принципов моей педагогической деятельности – развитие детей. Передавать свои знания и при этом учить, не поучая, возможно ли это? Всем известны слова Конфуция: «То, что я читаю, я забываю; то, что я вижу, я запоминаю, то, что я делаю сам, я понимаю и учусь этому на всю оставшуюся жизнь». Это высказывание подтолкнуло меня к применению таких технологий обучения как исследовательская деятельность, критическое мышление, организация самостоятельной деятельности школьников. Выстраиваю работу так, потому что на практике поняла: знания, добытые самим ребенком или человеком, остаются в памяти намного дольше, чем услышанные на уроке.

В каждом ученике надо стараться видеть хорошее, открывать все лучшее и лучшее. Дети заставляют взрослых многое понять в жизни. В моем понимании, хороший педагог всегда должен быть оптимистом, радоваться успехам своих учеников, давать равные шансы всем, понимая способности каждого. Хороший учитель должен иметь желание работать с детьми, обладать эмпатией, проявлять педагогический такт и педагогическую зоркость, стараясь позволять ощущать ребенку мир таким, каким он сам его видит, а не давить стереотипами. Позволяю самому искать и самому ошибаться, и исправлять свои ошибки. Дать ему право на поиски решений собственной мысли, дать право быть услышанным и нести ответственность за свои решения.

Вот на этом и строится мои педагогическая философия. Выбрав профессию учителя, иду по ней, не усомнившись и не раскаявшись в своем пути, какие бы трудности не подстерегали меня, и всегда с гордостью и особым трепетом говорю: «Я учитель!».

24.01.2017 19:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП