СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На сегодняшний день система российского образования претерпела многочисленные изменения. Модернизация коснулась организационных структур, методических направлений, появились новые формы образовательного процесса. Вводится новый ФГОС, совершенствуются технологии учебного процесса. Давно и прочно изменена система итоговой аттестации. Нововведения как снежный ком растут с каждым днём. Но как и прежде главными субъектами образования продолжают оставаться учитель и ученик. Любая методика, какой бы хорошей она не была, представляет собой лишь инструмент воздействия на ученика. Каков ни хорош бы был инструмент, каковым бы не был мастер (учитель), каким бы ни прекрасным был материал (ученик), создать прекрасное творение невозможно без тонкой духовной связи этих двух субъектов образовательного пространства.
Ушедшая в прошлое советская школа (во многом незаслуженно раскритикованная), тем не менее оставила нам самое главное - дух взаимопонимания учителя и ученика. Педагогическая профессия в Советском союзе была во многом призванием. Это было характерной чертой чувственно-эмоционального состояния абитуриента педагогического учебного заведения. Конечно же, идеологическая составляющая того времени, тоже играла свою роль, но при всем при этом, становясь учителем, молодой человек остро ощущал отличие своей профессии от других. Это создавало ту невидимую, но прочную нить, которая потом на долгие годы, а иногда и на всю жизнь соединяла ученика со своим учителем.
К сожалению, коммерциализация образования сыграла негативную роль, особенно в педагогических учебных заведениях. Технологии общества потребления, к сожалению, больно ударили по той части человеческой сути, которую долгие столетия называли Душой. И вот уже на выходе молодой специалист чаще всего задумывается о количестве учебных часов, которые он получит от руководства образовательного учреждения, о всевозможных надбавках к зарплате и о возможности репетиторства.
Учебный процесс, поставленный на поток, разрушил чувственное восприятие некогда единого целого в образовании - учителя и ученика. Значительная часть учителей, в погоне за дополнительными средствами существования, обезличила своих учеников. Да и сами ученики, в большинстве своём, воспринимают своих наставников как людей, натаскивающих их на итоговую аттестацию. Здесь - главное количественная составляющая решённых задач, приведённых примеров. На второй план (а то и вовсе отсутствует) отходит эмоционально-чувственный аспект общения двух людей, один из которых – учитель. Учитель должен не просто давать сумму знаний, а сделать так, чтобы эти знания носили «добрый и вечный характер», ибо даны они были не только от ума, а от души, от сердца.
Заключая трудовой договор, сегодняшний учитель уже изначально поставлен в узкие рамки. В трудовом договоре значится, что он должен оказывать образовательные услуги. Само слово услуга предполагает некое халдейское отношение, а тот, кому она предоставляется в праве эту услугу принять или отказаться. В подобной ситуации трудно рассчитывать на то, что между педагогом и его воспитанником возникнет прочная эмоциональная связь. Вряд ли стоит говорить, что в погоне за дополнительными финансовыми поступлениями, нравственная составляющая деятельности учителя будет не на высоте.
Исходя из сложившейся ситуации, существует реальная необходимость усилить работу в педагогических учебных заведениях, направленную на формирование нравственно-волевых качеств будущих педагогов. Оказать помощь в этом сможет специальный курс литературно-кинематографических произведений, работа с которыми позволит будущим учителям не только получить знания, овладеть методикой и средствами их передачи, но и воспитать в себе тот нравственный дух, который и сделает их учителями.
Далеко не все воспитанники будут умными и талантливыми, далеко не все с желанием и интересом будут воспринимать учебный материал. И задача учителя (если это настоящий Учитель) сделать так, чтобы вызвать это желание и пробудить интерес. Не всё запомнится, не всё отложится в голове воспитанника, но никогда не забудется то личностно-эмоциональное состояние, в котором находились учитель и ученик в образовательном процессе. Наверное, в этом и состоит нравственный долг учителя, который сродни подвигу!
© 2023, Шевченко Владимир Иванович 85