СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этапы комплексной работы с текстом
Методические рекомендации
I этап. Предтекстовая работа.
Цель этапа: Подготовка детей к восприятию и развитию важнейшего читательского умения, как антиципации, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.
1. Уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название
параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом).
2. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу,
предполагая возможное развитие основной мысли. Задания типа:
3. Словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения слов, известным учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст.
4. Просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Задания типа:
II этап. Текстовая работа.
Цель этапа: Достижение понимания основного содержания текста.
1. Организация чтения текста вслух сильным учеником, учителем или про
себя.
2. Постановка целевого вопроса перед чтением:
3. Уточнение темы и основной мысли текста.
4. Поиск в тексте предложений, в которых заключены тема, идея.
5. Составление плана (простого или сложного).
6. Составление схем, таблиц на основе текста.
7. Подбор заголовка.
8. Оценка понимания текста:
9. Определить тип, стиль речи. Аргументировать.
10. Выразить свое отношение к прочитанному.
11. Назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они
употреблены (переносном или прямом)?
12. Назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).
13. Подобрать синонимы, антонимы; зачитать устаревшие слова,
подобрать к ним синонимичные неологизмы.
14. Наблюдение над употреблением глаголом, изменяется ли их время.
III этап. Послетекстовая работа.
Цель этапа: понять и запомнить текст, выполняя смысловой,
структурный и языковой анализы.
1. Провести выразительное чтение текста учащимися, передав чувство голосом (радость, горе, разочарование, негодование). Наблюдение над темпом чтения.
2. Наблюдение над логическим ударением в определенных предложениях.
3. Особенности интонации и значение знаков препинания.
4. Пересказать текст (в т.ч. выборочно, сжато или от 1-о лица).
5. Структура текста. Найти вступление, основнуючасть, концовку в тексте.
6. Отметить предложения, которые поразили, произвели впечатление своей выразительностью, красотой. Аргументировать.
7. Списать абзац, сверить с образцом. (Комментированное письмо. Письмо по памяти).
8. Доказать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте.
(Работа в парах, группах).
9. Составить вопросы к прочитанному со словами: Почему? Откуда? Как?
и др. (Диалогическая или монологическая речь).
10. Какая пословица подходит к тексту?
11. Работа над языковыми средствами:
12. Использовать полученные сведения в общении:
13. Подобрать заголовок к каждой части текста,чтобы получился план.
14. Собрать «рассыпанный» текст. Редактировать данный текст.
15. Словесное рисование по прочитанному.
16. Формулирование выводов о том, что является основным в тексте, что понравилось, а что - нет и почему.
17. Установить связь прочитанного с жизненным опытом.
18. Поиск в тексте языковых явлений, орфограмм.
19. Использование текстового материала для выполнения тренировочных
упражнений по языку и совершенствования языковых умений.
Значение использования морфологии в тексте
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Причастие и деепричастие
© 2016, Ткачук Светлана Владиславовна 929