СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы комплексной работы с текстом. Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы комплексной работы с текстом

Методические рекомендации

I этап. Предтекстовая работа.

Цель этапа: Подготовка детей к восприятию и развитию важнейшего читательского умения, как антиципации, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

1. Уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название

параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом).

2. Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу,

предполагая возможное развитие основной мысли. Задания типа:

  • «Как вы полагаете?»
  • «Какую новую информацию должен этот текст содержать?»

3. Словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения слов, известным учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст.

4. Просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.д.). Задания типа:

  • Быстро просмотреть текст по ключевым словам.
  • Постараться в общих чертах понять, о чем идет речь в тексте.

II этап. Текстовая работа.

Цель этапа: Достижение понимания основного содержания текста.

1. Организация чтения текста вслух сильным учеником, учителем или про

себя.

2. Постановка целевого вопроса перед чтением:

  • «Какая информация в тексте является для вас новой, а какие сведения вам уже известны?»
  • Какое настроение отрывка (если используется поэзия)?

3. Уточнение темы и основной мысли текста.

4. Поиск в тексте предложений, в которых заключены тема, идея.

5. Составление плана (простого или сложного).

6. Составление схем, таблиц на основе текста.

7. Подбор заголовка.

8. Оценка понимания текста:

  • Выяснить, в чем необычность в подаче материала.
  • Какая информация осталась непонятной?

9. Определить тип, стиль речи. Аргументировать.

10. Выразить свое отношение к прочитанному.

11. Назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они

употреблены (переносном или прямом)?

12. Назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).

13. Подобрать синонимы, антонимы; зачитать устаревшие слова,

подобрать к ним синонимичные неологизмы.

14. Наблюдение над употреблением глаголом, изменяется ли их время.

III этап. Послетекстовая работа.

Цель этапа: понять и запомнить текст, выполняя смысловой,

структурный и языковой анализы.

1. Провести выразительное чтение текста учащимися, передав чувство голосом (радость, горе, разочарование, негодование). Наблюдение над темпом чтения.

2. Наблюдение над логическим ударением в определенных предложениях.

3. Особенности интонации и значение знаков препинания.

4. Пересказать текст (в т.ч. выборочно, сжато или от 1-о лица).

5. Структура текста. Найти вступление, основнуючасть, концовку в тексте.

6. Отметить предложения, которые поразили, произвели впечатление своей выразительностью, красотой. Аргументировать.

7. Списать абзац, сверить с образцом. (Комментированное письмо. Письмо по памяти).

8. Доказать свою точку зрения по поводу проблем, поднятых в тексте.

(Работа в парах, группах).

9. Составить вопросы к прочитанному со словами: Почему? Откуда? Как?

и др. (Диалогическая или монологическая речь).

10. Какая пословица подходит к тексту?

11. Работа над языковыми средствами:

  • назвать или выписать ключевые слова текста, в каком значении они употреблены (переносном или прямом)?
  • подобрать синонимы, антонимы, оценочная лексика;
  • назвать художественные тропы (эпитеты, метафоры, ассоциации).
  • наблюдение над употреблением глаголов. Изменяется ли их время?
  • наблюдение над произношением и написанием, значение слова;
  • поиск с помощью словаря значений незнакомых слов и непонятных выражений.

12. Использовать полученные сведения в общении:

  • монолог-рассуждение,
  • полилог-дискуссия,
  • инсценировка.

13. Подобрать заголовок к каждой части текста,чтобы получился план.

14. Собрать «рассыпанный» текст. Редактировать данный текст.

15. Словесное рисование по прочитанному.

16. Формулирование выводов о том, что является основным в тексте, что понравилось, а что - нет и почему.

17. Установить связь прочитанного с жизненным опытом.

18. Поиск в тексте языковых явлений, орфограмм.

19. Использование текстового материала для выполнения тренировочных

упражнений по языку и совершенствования языковых умений.

Значение использования морфологии в тексте

Имя существительное

  • Создание точности, выразительности, информативности речи;
  • Создание фразеологизмов, метафор, сравнений, синонимов, слов в прямом и переносном значении.

Имя прилагательное

  • Создание точности, выразительности, информативности речи;
  • При создании эпитетов;
  • Создание синонимов, антонимов, слов в переносном и прямом значении;
  • Переход в существительные (столовая, мороженое);

Глагол

  • Создание точности, выразительности, информативности речи;
  • Создание слов в прямом или переносном значении;
  • Создание глаголов-синонимов;
  • Создание фразеологизмов, в которых используются глаголы в переносном значении;
  • Использование глаголов настоящего времени с целью оживления картинки и образного представления действия;
  • Создание этикетных формул.

Причастие и деепричастие

  • Способность причастий передавать признак как действие;
  • Деепричастие дорисовывает дополнительное действие;
  • Создание фразеологизмов с деепричастиями;
  • Различие созвучных деепричастий (висячий, висящий).
Категория: Русский язык
12.03.2016 00:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП