СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнографический музейный уголок как форма общения школьников с национальной культурой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этнографический музейный уголок

как форма общения школьников с национальной культурой.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики провозглашается: защита и развитие системой образования этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. История неумолима, и на современном этапе развития общества мы пришли к выводу, что без воспитания любви к Родине, без знаний истории культуры своего народа нет цивилизованного будущего.

Для учителя всегда актуальны вопросы: «Как повысить мотивацию познавательной деятельности?», «Как вызвать интерес к своему предмету?», «Как расширить образовательное пространство своих учеников?» Развивать мыследеятельность, творческие способности учеников помогает участие во внеклассной работе по предмету, которая дает возможность приобретать знания, личностно значимые для конкретного ученика.

Результат можно достигнуть только тогда, когда работа ведётся в системе, планомерно, Один из вариантов организации работы по «Истории и культуре народов Марий Эл» – использование музейной педагогики, как одного из ключевых направлений деятельности в образовательном пространстве школы.

Необходимость развития интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, тем более действенными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения к традициям своего народа. Также возможна преемственность поколений, общение между людьми посредством музейных материалов.

Именно в школе создаются оптимальные условия для сохранения национальной самобытности, изучения родного языка, традиций, культуры. Школа занимается воспитанием общечеловеческих и нравственных ценностей, поддерживая творческую активность обучающихся, учителей, родителей, вовлекая их в активную деятельность. И музейная педагогика – одно из ключевых направлений деятельности в образовательном пространстве школы №9.

Этнографический музей «Марийская изба» был создан с 2004 года. Созданная экспозиция марийского быта является одной из форм дополнительного образования, развивающей творчество, познавательную активность школьников. В основе работы музея лежит принцип – музей для детей и руками детей. Целью работы школьного музея является изучение марийской культуры с языческих времён до настоящего времени, осмысление обучающимися места марийской культуры в мировой истории, воспитание чувства патриотизма, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи образования видятся не просто в усвоении ребенком суммы сведений, а в воспитании просвещенной личности, субъекта культуры, путем создания условий личного участия, сопричастности к живому опыту культуры.

На протяжении многих лет шла работа по пополнению музейного фонда. В создании и развитии этнографического уголка сыграли роль в разные годы учителя школы и искренние энтузиасты: учитель истории Белова Г.П., учителя марийского языка Сидорова Н.В., Сергеичева М.В. Способствовала созданию условий для работы этнографического уголка и администрация школы: директор школы в тот период Щеголева Н.А., завуч школы Метелева Л.А. и другие. Родители обучающихся, зная о наличии музейного уголка, пополняют фонд, принося или привозя из сельской местности некоторые предметы быта. Так, с участием Комелиной С.А., мамы одного из учеников, музей постоянно пополняется экспонатами: рукодельной старинной скатертью, старинными плетеными деревянными детскими санями, марийской национальной одеждой – марийские платья, фартуки с настоящей вышивкой, домотканые половички, дорожный чемодан военных лет, плетеные старинные сани, ткацкий станок и другое.

Экспозиция музея «Марийская изба» находится на втором этаже школы. В ней воссоздан интерьер марийской крестьянской избы. Использованы подлинные предметы быта, утвари, накопилось достаточное количество предметов национального искусства (около 250 предметов). Все они рассказывают о быте, нравах, культуре марийских крестьян конца XIX – первой половины XX вв.

Экспозиция музея представлена 4 разделами:

  1. Мир марийской избы;
  2. Национальная одежда;
  3. Религия народа мари;
  4. Марийские промыслы.

В настоящее время работа музея включает: просветительскую, научно-исследовательскую, поисковую, оформительскую деятельность.

Просветительская деятельность это экскурсионно-лекторская работа; музейные уроки, проведение интегрированных уроков совместно с преподавателями ИЗО, МХК, музыки, литературы, географии, биологии; подготовка и проведение фольклорных праздников; проведение конкурсов и викторин; проведение занятий по декоративно-прикладному искусству (в группах продленного дня), проведение выставок детского творчества,

Научно-исследовательская деятельность – исследование музейных предметов, времени и места их использования,

Поисковая деятельность – пополнение фонда, оформление сменных экспозиций и выставок, ведение инвентарной книги, работа с библиотеками и интернет-ресурсами,

Оформительская деятельность – оформление выставок детского творчества, оформление театрализованных фольклорных праздников «Самырык тукым», конкурсов поэзии «Цвети, мой край родной!» и других.

Школьный этнографический музейный уголок «Марийская изба» позволяет совершить ребятам воображаемое путешествие во времени. Воображаемыми «остановками» в пути являются, например, такие как: «Языческие символы», «Марийская изба», «Предметы быта», «Народные промыслы», «Марийская национальная одежда», «Марийская вышивка», «Фольклор» и другие. Все эти «путешествия» ребята совершают с помощью школьного музея, музейных экспонатов, где экскурсоводами являются сами обучающиеся.

Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия малой Родины. Приобщаясь к истокам прошлого своего края, у детей школы повышается эрудиция, культурный уровень, воспитывается уважение к культуре народа мари; данная деятельность способствует развитию сопричастности учащейся молодежи к своему народу, осознается поликультурность России, приобретаются дополнительные знания по предметам гуманитарного цикла, национально­–регионального компонента.

Музей – это особая коммуникативная система, где происходит общение между людьми на темы, содержание которых представлено экспонируемыми культурными объектами. В музее проводятся классные часы, уроки Мужества, экскурсии, где учителя знакомят с историей, жизнью и бытом, искусством марийского народа. Дети имеют прекрасную возможность прикоснуться к истории, изучить особенности марийского узора, увидеть картину мира такой, какой видели её наши мастерицы. Каждый ребенок пытается сам создать новый узор, нарисовать орнамент. С этой целью проводятся мастер-классы. Перспектива развития музея «Марийская изба» в ближайшие годы видится в создании разделов: «Марийская национальная вышивка», «Народные подвижные игры» (от старины до современности).

Категория: Прочее
17.10.2015 15:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП