СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Академик Г. Н. Волков говорил: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории весьма актуально в сложных современных условиях. Широкие возможности преодоления тенденции к бездуховности предоставляет нам этнопедагогика.
Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому из нас.
Связь времен неразрывна, и в нашем сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках.
Использование элементов народной культуры в воспитании и обучении подрастающего поколения – это древняя традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры.
Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал.
Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского языка и литературы ставят перед школой задачу формирования духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свой народ, свою культуру.
Поэтому в современных условиях радикальных перемен в области образования особое внимание уделяется проблеме этнокультуроведческой направленности обучения русскому языку, литературе.
Тексты этнокультурологической направленности, вводимые в уроки русского языка, предусматривают решение следующих задач:
Краеведческие и этнокультурные тексты составляются на основе культурологической и краеведческой литературы. Подобранный и адаптированный с учетом современных программ по русскому языку материал содержит самый различный материал этнокультурологической направленности.
Тема: Безударные гласные в корне слова
Пл.тки.
Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был пл.ток. Н.сили их и новооскольские девушки и женщины. Крест(?)янки ткали пл.тки, укр.шали их выш.вкой, наб.вали на них плотный узор. В нашем крае пл.тки по.вились в 16 – 17 веках. Пл.ток был самым желанным подарком.
Задания:
Объясните словосочетание набивали узор.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.
Использование этнокультурологического материала на уроках русского языка не только развивает речь учащихся, но и активизирует их мыслительную деятельность, обогащает нравственно, повышает культуру речи, знакомит учащихся с народной мудростью, способствует расширению их лексического запаса.
Фразеологизмы, по выражению В.Г.Белинского, составляют «народную физиологию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
Я считаю, что познание фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации.
Важным средством духовно-нравственного воспитания детей на уроках русского языка и литературы и на внеурочных занятиях является фольклор. Народное поэтическое творчество – величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды.
Так на уроках литературы в 5 классе при изучении раздела «Устное народное творчество» целесообразно знакомить ребят не только с произведениями, помещенными в учебниках. Эффективность урока возрастет, если дети сами подберут произведения малых жанров устного народного творчества своего народа. Это и навыки исследовательской работы, и привитие любви к истории и культуре народа, на территории которого мы проживаем. Итоговыми мероприятиями после изучения данного раздела могут быть и КВН «Фольклорный праздник», и викторина «Русские пословицы», и посиделки «Пасхальный благовест». Данные внеклассные мероприятия позволяют раскрыть богатое культурное наследие русского народа, обогатить речь учащихся «крылатыми» словами, сформировать полноценное представление о праздниках, обычаях и традициях народа.
Таким образом, данная работа воспитывает в детях любовь к русскому языку, развивает интерес к изучению русских народных обычаев, традиций, праздников.
Заключительным этапом по данной теме стал урок «Иллюстраторы русских сказок», на котором ребята познакомились с творчеством художников В.Васнецова, И.Билибина, Т.Мавриной, С.Малютина, М. Врубеля. В свою очередь ребята самостоятельно подобрали материал об иллюстраторах марийских, татарских, башкирских сказок.
Стало ежегодной традицией проводить внеклассные мероприятия праздников Рождества, Масленицы. Ребята с большим интересом, согласно своего возраста, изучают богатейшее наследие народов нашей страны.
Использование этнопедагогики в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего патриотизма. Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа.
На одном из уроков развития речи в 6 классе был проведен урок по теме: «Описание матрешки». Дети заинтересовались историей этой удивительной игрушки, и невольно возник вопрос о других народных игрушках и промыслах.
После проведенной исследовательской работы состоялось внеклассное мероприятие «Из старины пришедшие ремесла…», где ребята поделились своими находками : о Богородской резьбе, Филимоновской, дымковской игрушках, гжЕльском фарфоре, ПАлехе, ГородЕцкой, ХохломскОй росписи, о ЖОстовских подносах, о мастерах кружевоплетения, вышивки, бисероплетения, ковроделия, росписи и резьбе по дереву, о гончарном ремесле и др.
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть всей учебно - воспитательной работы. Расширяя и углубляя программный материал, внеурочная деятельность развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности. Как учитель-словесник и как классный руководитель я ставлю перед собой следующие задачи внеурочной деятельности:
Уроки литературы или уроки духовности, кружковая работа по предмету жизненно важны, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о самом себе, о традициях и обычаях родного края, народа. По словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».
Огромное значение имеет литература и в патриотическом воспитании. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Параллельно с изучением программных произведений о Великой Отечественной войне на уроках литературы в старших классах целесообразно знакомить ребят с писателями и поэтами-фронтовиками нашего края. Как не вспомнить отважных защитников Москвы, Ленинграда, Сталинграда: Миклая Казакова, Дмитрия Орая, Арсия Волкова.
На дальнем Востоке сражались: Геннадий Матюковский, Василий Юксерн, Федор Маслов.
Большой потерей для марийской литературы оказалась безвременная гибель на полях сражений молодых авторов, которые зарекомендовали себя, как многообещающие таланты. Все это заставляет ребят по-новому взглянуть на тех, кто жил когда-то совсем рядом и оставил в памяти народа неизгладимый след.
В рамках подготовки к 70-летию Великой Победы мы с ребятами провели огромную работу по теме «Песня в солдатской шинели». Лучшей работой в рамках школы стал проект девятиклассников о песне «Журавли» Расула Гамзатова.
На городском конкурсе мы стали победителями в номинации «За самое глубокое освещение темы и техническое оснащение проекта». Эта работа, как и другие, многое дает для духовно-нравственного воспитания наших школьников.
Но после юбилея Великой Победы работа не закончилась. В прошлом учебном году исследовательская работа Александровой Эльзы «Я знаю свою семью до седьмого поколения» в городском конкурсе заняла второе место.
В конце учебного года была закончена еще одна исследовательская работа и отправлена на городской конкурс «Боевые награды моей семьи».
Воспитание духовно-нравственных качеств происходит через приобщение к красотам нашего края. Этому способствуют знакомство с художниками нашей республики, изучением их полотен. Так во внеурочное время мы уже знакомились с творчеством Ивана Ямбердова, Сергея Евдокимова, Андрея Санникова, на их полотнах мы видим не только пейзажи Европы, но и дорогие уголки нашего края.
Приобщение к святыням нашего города, страны играет немаловажную роль в нравственном воспитании детей.
На одном из уроков развития речи при описании памятника архитектуры дети с большим интересом знакомились с изучением истории Храма ПокровА на НерлИ, Покровского собора на Красной площади, более известным как храм Василия Блаженного. Дети с большим интересом рассматривали фотографии различных храмов нашей необъятной страны, восторгались их величавостью, умением зодчих в то далекое время создать такие великолепные памятники архитектуры. А история самого храма просто просто поразила ребят.
Многие дети были в Москве, посетили главный храм нашей страны - Храм Христа Спасителя. Ребята заинтересовались историей памятника архитектуры. На уроке они познакомились с творениями зодчих прошлого, увидели удивительные памятники архитектуры. Надо отметить, что вся эта работа проводилась довольно-таки давно. Не было свободного доступа в интернет. Поэтому материал собирался по крупицам. Итогом кропотливой работы стал открытый урок в рамках республиканского семинара. История этого удивительного памятника архитектуры настолько удивила ребят, что практически сразу прозвучал вопрос: «А наши храмы и церкви тоже имеют историю?» И практически сразу началась работа по изучению истории храмов нашего города и республики.
Итогом предварительной работы стало занятие «Царевококшайск глазами паломника» под девизом: «Чтоб в XXI век вошла Россия возрожденной». Порой даже не ожидаешь, как много могут сделать дети. Это не только работа по различным сайтам интернета, но прежде всего это беседы с родственниками, знакомыми, соседями, которые могут поделиться воспоминаниями.
Продолжением работы по данной теме стал исследовательский проект: «История строительства, разрушения и возрождения православных храмов в Марийском крае». Это был не просто проект. Он дал большие возможности не только в плане изучения данной темы.
Эта работа способствовала обогащению духовных качеств детей, сближению с родителями. Во время поисковой деятельности дети с родителями совершили поездку по тем местам, которые они упоминали в своем проекте.
Встретились с жителем деревни, непосредственным участником и инициатором восстановления храма, нашли даже картину местного художника с изображением данного храма.
Данный проект стал победителем республиканской научно-практической конференции «IV Свято-Сергиевские образовательные чтения».
Во время проведения внеклассного мероприятия «История города в его памятниках» ребята рассказывали о памятниках архитектуры, делились своими находками. Это и памятники Чавайну, Крупнякову, Йывану Кырле, и Скульптурные композиции "Дерево жизни", и конечно памятник "Счастливой семье".
После проведенного мероприятия группой ребят был собран материал о памятниках молодой семье в других городах не только нашей страны, но и за рубежом. Таким образом, они решили продолжить заочное путешествие по городам с целью изучения памятников архитектуры. Подобная работа сплачивает их, родители также принимают участие в подготовке мероприятий, видя инициативу и увлеченность своих детей.
При изучении в 7 классе «Повести о Петре и Февронии Муромских» дети невольно вспоминают, что у нас в городе тоже увековечена память этих святых. Не случайно продолжением тоже стала работа по изучению памятников православным святым покровителям семьи и брака Петру и Февронии в городах нашей страны.
Таким образом, разработанная система введения элементов этнокультурологического материала в процесс работы на уроках русского языка, литературы, проведение различных уроков развития речи, исследовательская работа во внеурочное время дала существенный результат в обогащении словаря учащихся, расширении их кругозора в области народной культуры, формировании духовно-нравственной культуры учащихся.
© 2019, Чистякова Любовь Александровна 461