СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Делить на ноль нельзя!» — большинство школьников заучивает это правило наизусть, не задаваясь вопросами. Все дети знают, что такое «нельзя» и что будет, если в ответ на него спросить: «Почему?» А ведь на самом деле очень интересно и важно знать, почему же нельзя. Об этом вы узнаете в статье "
Я бродил один у горки, собирал СКОРОГОВОРКИ. Скороговорка - шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (Словарь русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой). Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки. Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича. Полчетверта четверика гороху, без червоточинки. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали. Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов. У четырех черепашек по четыре черепашонка. В один клин, Клим, колоти. Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки: три - сегодня, три - вчера, три - еще позавчера. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Шесть мышат в камыше шуршат. Три свиристели еле - еле свистели на ели. Шестнадцать шли мышей, нашли по сорок грошей,две мыши поплоше нашли по две гроши. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. Головоломка. С помощью цифр от 0 до 9 записана скороговорка. Разгадайте скороговорку, учитывая, что каждой цифре соответствует одна и только одна буква, причем буквы пронумерованы в строго алфавитном порядке. Буквы е и ё здесь не различаются. 940 7090 65 95771 2 757040 78938. Решение. Буквы пронумерованы следующим образом: А – 0, Е – 1, И – 2, К – 3, Л – 4, О – 5, П – 6, С – 7, У – 8, Ш – 9. Зашифрованная скороговорка: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. АНАГРАММЫ В океане он живет И мала ему река. Буквы вставь наоборот – Будет дергаться щека. (Кит-тик) Меня найдешь на корабле, Я – слово издавна знакомое. Но буквы переставь во мне И ты получишь насекомое. (Корма-комар) Задачу ты решишь свободно: Я – небольшая часть лица, Но, если ты прочтешь меня с конца, Тогда увидеть можно, что угодно. (Нос-сон) Меня разыскивают все, Когда дефект есть в колесе, Шоферу каждому в дороге Могу я пользу принести, Но поменяй местами слоги – И буду я в лесу расти. (Насос-сосна) Лежу я на земле, Прибитая к железу, Но буквы переставь – В кастрюлю я полезу. (Шпала-лапша) Эта птица в небе вьется. А буквы поменяй местами, Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос) Я прежде обувью служил, Крестьянин мною дорожил. Но если буквы переставишь, Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто) Читаем мы направо смело - Геометрическое тело. Прочтем же справа мы налево - Увидим разновидность древа. (Куб-бук) Сперва чего-нибудь комплект. Но буквы поменять местами, И тут же явится нам с вами Дворянский титул прежних лет (Набор-барон) Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы так во мне. Чтоб вы меня с картошкой съели. (Смола-масло) Я – дерево. В родной стране Найдешь в лесах меня повсюду. Но слоги переставь во мне– И воду подавать я буду. (Сосна – насос) Легко дыша в моей тени, Меня ты летом хвалишь. Но буквы переставь мои– И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила) Слева направо прочитаешь: Зимой на печке он сидит; Читай обратно и узнаешь– Без ног по проводу бежит. (Кот – ток) Флеш-ИГРЫ, ГОЛОВОЛОМКИ "СКАЗКА ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок". Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (Современный толковый словарь изд. "Большая Советская Энциклопедия"). Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал: — Бог помощь, мужичок! — Спасибо, добрый человек! — Много ли получаешь с той полянки пользы? — спросил царь. — Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет. — Куда же эти деньги деваешь? — Двадцать рублей в подать взношу, двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю да двадцать — за окно кидаю. — Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно кидаешь? — Долг плачу — отца содержу, взаймы даю — сына кормлю, за окно кидаю — дочь питаю. — Правда твоя! — сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и заповедал — без его лица никому тех речей не сказывать: — Кто бы ни спрашивал — никому не говори! Приехал царь в свою столицу и созвал бояр да генералов. — Разгадайте,— говорит,— мне загадку. Видел я по дороге мужика — засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать — в подать взношу, двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю да двадцать — за окно кидаю. Кто из вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою. Бояре и генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду серебряных рубликов и просит: — Объясни-де, растолкуй царскую загадку! Мужик позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю и сейчас растолковал его загадку. Царь видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину. — Ну, брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию! — Ваше величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском лице. Тут вынул мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю. — Правда твоя! — сказал государь.— Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил домой. (Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.) Математическая "Сказка о злом Квадратном Корне" В маленькой деревушке в небольшой избушке на лесной опушке жили Плюс и Минус. Плюс всегда радовался и говорил: "Да! Солнце светит! Хорошо!" Минус всегда грустил и ворчал: "Нет! Фу! Хоть бы дождь пошел!" А по соседству жили их друзья Умножение и Деление. Однажды Плюс, Минус, Умножение и Деление поехали в город за сладостями, так как были большими сладкоежками. Идя по улице, они услышали музыку, и там узнали, что в город приехал волшебник Квадратный Корень. Жители веселого Городка «Числяндия» не знали, что Квадратный Корень очень злой и коварный тролль. Он пригласил все числа в цирк на веселое представление. И там все числа начал уменьшать, извлекать из них корни: 16 превратил в 4; 64 в 8. В цирке не было только маленькой Единички, она заболела и не смогла прийти на представление. Как только Единичка узнала, что Квадратный Корень злодействует, она позвонила своей бабушке, старой мудрой Единице. И та вспомнила, что, когда она была маленькой, ей рассказывала ее бабушка, что Квадратный Корень потеряет свою волшебную силу, как только он дважды не сможет уменьшить число, то есть извлечь квадратный корень. Бабушка сказала Единичке, что ей нужно искать Нуль. Единичка отправилась на поиски. По дороге она встретила Плюса, Минуса, Умножение и Деление и всё им рассказала. Они решили, не теряя времени, отправляться за помощью. Унылый Минус припомнил, что механиком на каруселях работает молодой веселый парень, по имени Нуль. Когда друзья разыскали Нуля и всё ему рассказали, он сразу же вызвался помочь числам. Нуль был очень смелым и не боялся Квадратного Корня, потому что Квадратный корень не мог причинить ему вреда. Нуль сразу же подружился с Плюсом и Минусом, ведь если к нулю прибавить нуль или от нуля вычесть нуль, будет нуль. И только Делению Нуль не понравился, ведь на нуль делить нельзя! Смелые друзья отправились на следующее представление в цирк. В цирке было очень шумно. Числа кричали и ругались друг на друга. И все они ужасно боялись, что Квадратный Корень уменьшит их еще раз. И вот, под гром оркестра, на арене появился Квадратный Корень, взмахнул своей длинной левой рукой, в цирке наступила тишина. "Ну, продолжим! " - сказал волшебник. "А что если сегодня, мы опять позанимаемся с 16? Вчера мы превратили ее в 4, сегодня в 2 ". Несчастная, бывшая 16, как она испугалась! Но вдруг на арену выскочил парень и крикнул: " Многоуважаемый маг и волшебник, многоуважаемый Квадратный Корень! Уменьши, пожалуйста, меня!" - это был Нуль. Квадратный корень решил расправиться со смельчаком, взмахнул левой рукой, но парень, как стоял на арене, так и стоял. И меньше ростом не стал, и улыбаться не перестал. Квадратный Корень удивился, затем рассердился, пробормотал самое сильное заклинание. Ничего не произошло. Ничего! И, тут на арену вышла Единичка: " Я тоже хотела бы уменьшиться!" "Не получилось с парнем, уменьшу девчонку!" - подумал волшебник. Кружил вокруг нее Квадратный Корень, кружил, выкрикивал заклинания, призывал на помощь всю магию, и 3 и 4, и, даже n, всё без толку. Стоит Единичка, ничего ей не делается. Внезапно все зрители - числа увидели, что Квадратный Корень начал бледнеть и вдруг совсем исчез. А все уменьшенные числа стали превращаться сами в себя. К ним возвращался не только прежний облик, но и их доброта. И все в Городке «Числяндия» стали жить по-прежнему весело и радостно. Нуль кружил на каруселях маленькие числа. Единичка поехала в гости к своей бабушке. А Плюс и Минус, вернувшись в свой домик, реже спорили. (Козина Е. - студентка Зубово - Полянского педагогического колледжа) ЗАГАДКА - малый жанр фольклора, представляющий собой "зашифрованное" образное описание предмета, явления или ситуации (Современная иллюстрированная энциклопедия. -М: Росмэн. под ред. проф. Горкина А. П. 2006 год).
Пословицы - это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. ПОСЛОВИЦА— малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном (Материал из Википедии — свободной энциклопедии). Пословица с числами - форма народного творчества, имеющая очень многовековые корни. Распространено мнение, что данный вид творчества родился во времена первобытнообщинного строя, когда еще не существовало письменности. Пословицы вобрали опыт и мудрость многих поколений.
|
© 2017, Дыдыкина Ирина Михайловна 223