СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Феноменология детства
Детство – всем хорошо известное, но, как это ни странно звучит, малопонятное явление. Термин «детство» используется многопланово и многозначно. Специальной дефиниции детства нет ни в философских, ни в педагогических, ни в социологических словарях. В психологическом словаре2 есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно- исторический характер. Детство в онтогенезе – это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В филогенезе – это совокупность детей разных возрастов, составляющих
«довзрослый» контингент общества на различных этапах его развития.
Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве «некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью», в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого феномена сыграло произведение Ж. Ж. Руссо "О воспитании" (1762). Долгое время в XIX в. детство было предметом детального анализа именно в художественных произведениях классиков литературы. Образы детства, часто автобиографические, однако имевшие и историко-культурную ценность, создали Л. Н. Толстой, Ч. Диккенс и М. Твен.
В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов.
Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир "взрослой" культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.
По сути, исследования истории и культурологии детства были начаты, вышедшей в 1960 году в Париже книгой Филиппа Ариеса (1914-1984) «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке». Новаторство концепции автора состояло в том, что понятие«детство» понималось не как данная застывшая на все времена реальность, а как социокультурный конструкт, который в разных культурах и эпохах наполняется различным содержанием, различной ценностью и материальным «сопровождением». Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие Детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Он впервые конкретно показал, что Детство – не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание. Период детства устанавливается от новорожденности до полной социальной зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Однако продолжительность детства в разные исторические отрезки различна: в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья, сегодня – совсем иная, чем в Новое время. Этапы «возраста» детства человека, продолжительность детства находятся в прямой зависимости от материальной и духовной культуры той или иной культурно- исторической эпохи.
Интерес к феномену детства, даже само понятие детства практически отсутствовали в текстах до XVIII века. Однако, это не означает, что детей «не было» или детьми пренебрегали и не заботились о них. Человечество всегда придавало большое значение продолжению рода. Многие религии считают бесплодие самой страшной божественной карой. Деторождение почти всюду оформляется особыми священными ритуалами. Для первобытного общества (да и для последующих – античного и средневекового) характерна была двоякость в отношении к детям. Младенец – одновременно персонификация невинности и воплощение природного зла. А главное – он как бы недочеловек, существо, лишенное разума. Например, в Древней Японии новорожденных признавали полноценными людьми после совершения специальных обрядов. Убийство младенца не считалось тяжким преступлением, считалось «отправить назад», «возвратить» в мир духов. Вместе с тем иметь детей считалось почетным, и все члены общины обычно ласковы и внимательны к детям.
На основе изучения этнографических материалов известный советский педагог Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности3.
Постепенно складываются и развиваются традиции патриархально-семейного включения детей в общество. С зарождением древних цивилизаций Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай) в V тысячелетии до н.э. возникают новые способы социализации и аккультурации подрастающего поколения: складывается воспитание детей в моногамной семье как особой сфере социокультурной деятельности. Обычно до 5-7 лет дети усваивали культурные нормы и традиции в рамках своей семьи, а позже процессом социализации руководило государство. Ребенок при этом рассматривался какнезавершенный взрослый, особенности детского возраста игнорировались, физические наказания считались естественными и необходимыми.
Далее феноменология детства трансформируется в контексте античной и христианской цивилизаций. По воспоминаниям античных и средневековых авторов детство было не из легких в те далекие времена: отец медицины Гиппократ и родоначальник гинекологии Сорон Эфесский деловито обсуждают вопрос о том, какие именно новорожденные заслуживают того, чтобы их выращивали. Маленькие дети не вызывают у античных авторов чувства умиления, их большей частью просто не замечают. Ребенок рассматривается как низшее существо, он в буквальном смысле слова принадлежит родителям как прочая собственность.
В Средние века, как только ребенок начинал обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он входил в «корпорацию» взрослых. Слово«ребенок» не имело в европейских языках смысла, который придается ему сейчас в различных культурах. Так, например, в Средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом понятия «дурак». Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Визуальным примером нового отношения к детству служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие по средневековому принципу: Бог дал, Бог взял. В XVII веке впервые на полотнах художников начинают появляться первые изображения-портреты реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте.
В области искусства представления о периодах человеческой жизни нашли отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, во многих гравюрах XVI-XIX веков, в живописи и скульптуре. Так, например, в росписи Дворца Дожей выбор игрушек символизирует возраст детей, играющих с деревянным коньком, куклой, ветряной мельницей и птичкой; школьный возраст – мальчики учатся читать, держат книги в руках, а девочки учатся вязать; возраст любви и спорта – юноши и девушки вместе гуляют на празднике; возраст войны и рыцарства – человек, стреляющий из ружья;зрелость, вхождение во взрослую жизнь – изображается в виде судей и ученых. Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе – детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества.
У славян издревле существовала дифференциация детского возраста. С момента появления на свет и до 3-4-летнего возраста ребенок находился на попечении матери, которой помогали и другие члены семьи. Ребенка, вскармливаемого грудью, называли дитя. Поощрялись игры, развивавшие у детей силу, ловкость, смекалку. К молодым относили детей 3-6 лет. В Древней Руси младенчество называли безгреховным и неразумным периодом, который длился до 6-7 лет. Именно с этого возраста начинали учить, приводить к исповеди, наказывать. С 7 до 12 лет ребенка называли чадо, а подростка 12-15 лет – отрок. Правда, ребенку в древнерусской литературе места не находилось. Проблема возрастных особенностей детей и методов их воспитания сводилась лишь к кратким высказываниям. Отсутствовали и специальные педагогические наставления по воспитанию детей. Принятие христианства приводит к тому, что важным средством воздействия на формирование личности служит церковная исповедь, к которой, по некоторым данным, приводили мальчиков с 10, а девочек с 8 лет. Значение исповеди было в том, что она приучала к анализу своих поступков и формировала вовсе недетское осознание своей изначальной греховности. Ведь уж начиная с семилетнего возраста, считает Православная церковь, у человека накопились грехи перед Богом. Отсюда и возраст причастия.
Взаимоотношения детей и родителей в русской семье XVI-XVII веков регламентировались «Домостроем», некоторые главы которогонепосредственно посвящены воспитанию детей. В «Домострое» содержатся призывы«страхом спасти» детей от неразумных поступков. В нем перечислены запреты, которые обязаны соблюдать дети: не красть, не лгать, не обижать чужого, не помнить зла и т.д.«Домострой» требует повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать мужество, трудолюбие, бережливость и др. Содержание этогодокумента пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно- нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей. В качестве методов педагогического воздействия рекомендуется наказание («воспитати во всяком наказании»), включая и физическое («ино плетью постегати по вине смотря»).
Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Для того чтобы исправить поведение ребенка, прежде всего, необходимо понять его, и научные тексты конца XVI и XVII веков полны комментариев относительно особенностей детского развития. Укажем здесь сочинение известного западноевропейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: 4-68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69-78 – относились ко всему, связанному с одеждой; 79-81 – рекомендуют детям, как вести себя в церкви; 82-125 – о поведении за столом и во время еды; 126-142 – учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т.д.; 143-145 – о правилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146-158 – посвящены играм; 159-164– о поведении и гигиене ребенка. Книга и по содержанию, и по форме изложения была рассчитана на детей. Следует отметить также, что в начале книги говорится о необходимости в первую очередь религиозно-нравственного воспитания. Таким образом, в ней впервые было определено содержание воспитания детей: овладение нормами христианской морали; обучение свободным мудростям и овладение нормами культурного поведения. Причем «Гражданство обычаев детских» – не только первый западноевропейский памятник педагогического характера, но и первый в русской культуре памятник, посвященный светскому воспитанию детей. Важно отметить его значение для процесса социализации детей того времени.
В конце XVII – начале XVIII веков нравы постепенно стали смягчаться. Под влиянием нескольких поколений гуманистической пропаганды (Гварино, Э. Роттердамский, Т. Элиот, Я. Коменский и др.) телесные наказания становятся реже, некоторые вовсе от них отказываются. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка, а позже о его праве на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Школа, благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом «детство». Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал «класс». Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства и отрочества.
Понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией школы как теми специальными структурами, которые были созданы обществом для того, чтобы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности. Следующий возрастной уровень связывается с новой формой социальной жизни – институтом военной службы и обязательной воинской повинности. Это подростковый, или юношеский возраст. Понятие подростка привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали. Позже, в XX веке, Первая мировая война породила феномен «молодежного сознания», представленного в литературе «потерянного поколения». «Так, на смену эпохе, не знавшей юности, – пишет Ф. Ариес, – пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом… Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше».
Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: «Молодость – это привилегированный возраст XVII века, детство – XIX, юность – XX».
Итак, культурно- исторический образ ребенка и тип отношения к нему неодинаковы в разных обществах, причем это зависит как от уровня социально-экономического развития, так и от социокультурных особенностей.
Какой же возраст является привилегированным в XXI веке? С одной стороны, детям и детству сегодня уделяется огромное внимание, повсеместно подчеркивается необходимость индивидуального подхода в развитии детей, на детей работает целая индустрия. Одним детям дано слишком долгое детство – многие люди до зрелого возраста живут за счет своих родителей. Появилась даже характерная поговорка: «Плохи те родители, которые не могут кормить детей до пенсии» (имеется ввидупенсия детей). С другой стороны, социальные проблемы и противоречия, имеющие глобальный характер, в первую очередь отражаются именно на детях и, к сожалению, не все дети могут похвастаться «детством», многим из них приходится вступать во взрослую жизнь, полную проблем и невзгод, гораздо раньше, нежели им хотелось. Невероятно возросло количество детских домов с их специфическими концепциями детства. Исследователям только предстоит изучить всю неоднозначность мира детства в повседневном мире современного человека.
© 2023, Иванова Алёна Александровна 745