СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Article 1
1. The Russian Federation - Russia is a democratic federal law-governed State with a republican form of government.
Article 5
1. The Russian Federation consists of republics, territories, regions, cities of federal importance, an autonomous region and autonomous areas - equal subjects of the Russian Federation.
2. A republic (State) shall have its own constitution and legislation. A territory, region, city of federal importance, autonomous region, and autonomous area shall have its charter and legislation.
3. The federal structure of the Russian Federation is based on its state integrity, the unity of the system of state authority, the division of authority and powers between the bodies of state power of the Russian Federation and bodies of state power of the subjects of the Russian Federation, the equality and self-determination of peoples in the Russian Federation.
4. In relations with federal bodies of state authority all the subjects of theRussian Federation shall be equal.
Источник: Конституция Российской Федерации
Изучение российского федерализма, одного из факторов, составляющих основу конституционного строя России, позволяет объективно определить роль и место России как суверенного государства во взаимоотношениях с субъектами федерации. Состояние этих отношений - одно из важных условий обеспечения целостности и единства РФ. Поиск оптимального варианта отношений на первое место ставит следующие вопросы: какими должны быть принципы государственного устройства для построения гармоничного общества, обеспечивающего его мирное существование в рамках конкретного государства и мирового сообщества? Каковы пределы децентрализации государственной власти, не разрушающие само государство, и каковы пределы ее централизации, сохраняющие эффективность власти и близость ее к народу? Какие правовые средства и механизмы законодатель может использовать для достижения этой цели?
В теоретическом плане раскрытие правовой системы европейских государств, анализ его институциональной, функциональной и иных сфер позволяют не только расширить диапазон наших познаний в государственно-правовой и международно-правовой областях, но и по-новому оценить традиционные, порой кажущиеся незыблемыми в отечественной юридической науке представления о ряде государственно-правовых явлений, институтов и учреждений.
Примеры расхождения и противоречия наднациональных интересов с национальными имеют место и в других сферах жизнедеятельности европейских государств. Эти примеры свидетельствуют: а) о далеко непростом пути развития Евросоюза, где, по заключению экспертов, государства играют центральную роль и, соответственно, «доминируют национальные интересы» (1) в настоящем и не менее сложном его развитии в будущем; б) о своеобразном разделении между Евросоюзом и государствами-членами не только ролей, но и функций, согласно которому первый по отношению ко вторым проявляет и осуществляет свое верховенство в значительной мере формально-юридически, а вторые воздействуют на него фактически; в) о снижении уровня эффективности Евросоюза по мере нарастания такого рода несовпадений и противоречий между представляемыми им наднациональными интересами и национальными интересами и, как следствие, о снижении уровня доверия к нему среди европейцев.
Также акцентирую внимание на формах государственного либо надгосударственного устройства. Существующий понятийный аппарат традиционно в подобных случаях апеллирует к таким формам, как федерация, конфедерация, унитарное государство и международная организация. В то же время исследование формы образования и функционирования западных государств со всей очевидностью доказывает, что, помимо традиционных государственно - и надгосударственно-правовых форм, существуют формы смешанные, значительно отличающиеся от широко распространенных.
В практическом плане результаты изучения правовой системы европейских государств, анализа уникального опыта формирования и функционирования данного наднационального образования, объединяющего более двадцати суверенных государств, несомненно, могут быть использованы для выработки соответствующих предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию внутрисоюзных отношений между различными государствами - членами СНГ, по созданию единого государства России и Беларуси и др.
Федеративное устройство - объективная закономерность функционирования современной публичной политической власти. Именно такая форма территориальной организации государства выступает важнейшим индикатором зрелости ряда социально значимых процессов. Для политической жизни это показатель демократического устройства общества, разделения властей по горизонтали между центром и регионами. В экономической сфере федерация - условие возможности осуществлять собственную социально-экономическую политику на местах, опираясь на этнотерриториальную специфику данного региона. В области межнациональных отношений это способ достижения межэтнического мира и согласия, средство становления новой цивилизации.
Исполнение всех этих общественных ожиданий требует эффективных юридических инструментов, важнейшими из которых являются правотворческая деятельность региональных властей, наличие собственной компетенции органов власти субъектов федерации в сфере правотворчества. Именно наличие данной компетенции позволяет говорить, на мой взгляд, о существовании подлинной федерации, так как является показателем самостоятельности и независимости региональных властей в рамках имеющихся у них предметов ведения и полномочий.
© 2017, Иванова Валентина Витальевна 175